Толкование первой главы книги Иезекииля в «Макарьевском корпусе»
Александр Климович Цой
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кафедра библеистики
2018-04-17
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается экзегеза видения пророка
Иезекииля в «Макарьевском корпусе», которая сопоставляется со смыслом и
значением этого видения в оригинале книги Иезекииля. Интерпретация
«Макарьевского корпуса» является ярким примером аллегорического толкования
Библии, которое способствует формированию богословских представлений у
родоначальников христианской аскетической литературы IV в.
Тезисы
IV в. н. э. в
истории христианства характеризуется возникновением монашества, а в
патристической литературе, — появлением произведений, проблематика которых
сосредоточена на раскрытии проблемы сотериологии по отношению к отдельному
человеку. Созданный в это время «Макарьевский корпус» является, наряду с
«Практиконом» Евагрия Понтийского и «Аскетиконом» Исаии Скитского, классикой
христианской аскетической литературы. Именно в этих творениях заложены основные
богословские идеи и образы, которые впоследствии нашли свое развитие и
осмысление в восточной монашеской традиции и поздневизантийском богословии. «Макарьевский
корпус» насыщен цитатами и аллюзиями на библейские места, которые толкуются, в
основном, аллегорически и используются для иллюстрации и подтверждения
аскетических идей автора.
На сегодняшний
день существует четыре типа сборника из слов и посланий «Макарьевского корпуса»,
которые отличаются различной последовательностью и количеством вошедших в них
частей. По мнению некоторых исследователей, при жизни автора его произведения
существовали лишь в несистемном виде, и все типы сборников были сформированы
уже после его смерти в разное время по разным принципам. Самым распространенным
и доступным из четырех типов сборников для отечественного читателя является
русский перевод собрания второго типа, изданный в МДА в 1852 году. Его композиция обладает
наибольшей стройностью и единством, и использует в качестве введения гомилию с толкованием
видения пророка из первой главы книги Иезекииля. Именно она является лейтмотивом
всего корпуса. В самой пророческой книге это видение также играет роль пролога,
вводящего в основную проблематику всей книги. В докладе рассматривается значение
видения в книге Иезекииля и экзегеза этого отрывка в гомилии «Макарьевского
корпуса».