Мотив снов и прорицаний в «Песне о Нибелунгах»
Мария Александровна Понкратова
Докладчик
студент 4 курса
Московский педагогический государственный университет
Московский педагогический государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено
изучению мотива снов и прорицаний в «Песне о Нибелунгах». Возникшие в V—VI вв.
независимые сюжеты (сказание о Брюнхильде и песни о бургундах) объединились и
обрели форму только в XII—XIII вв. Этот временной разрыв сказался на интерпретации
мотива снов и прорицаний в произведении. В исследовании рассматриваются
культурологические и историографические аспекты данного феномена, особенности
его истолкования и основные функции мотива снов и прорицаний в «Песне о
Нибелунгах».
Тезисы
«Песнь о Нибелунгах» («Das Nibelungenlied») — памятник
средневекового германского эпоса, история создания которого насчитывает почти
восемь веков (V—XIII вв.). С момента
возникновения сюжетов и фиксации их в письменной форме сменились культурная и
историческая эпохи, что нашло определённое отражение в тексте произведения.
Рассматриваемый в исследовании мотив снов и прорицаний
отражает черты античного и средневекового времени, языческого и христианского
мировоззрения.
В исследовании даётся обзор теоретических подходов к
проблеме изучения феномена сна и прорицаний в культурологическом и
историографическом аспектах.
Методологической базой служит работа Ю. В. Кузнецовой «Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории
сновидений в доиндустриальную эпоху)».
Цель работы — охарактеризовать мотив снов и прорицаний в
«Песне о Нибелунгах», его специфику и функции.
Основная функция прорицаний в «Песне о Нибелунгах» — это
функция вестника смерти.
Большое внимание уделяется следующим аспектам: особенности
той формы, посредством которой происходит общение между мирами; реакция героев
произведения на полученное сообщение (особенности интерпретации; отражение
какой исторической эпохи превалирует); место мотива снов и прорицаний в общей
канве произведения.
Прорицания, происходящие посредством сна, представляют собой
наиболее обширную группу. В «Песне о Нибелунгах» присутствуют три сцены, где
героям являются вещие сны: сон Кримхильды в начале произведения; сон Кримхильды
накануне убийства Зигфрида; сон Уты накануне отъезда бургундских королей.
Языческое мировоззрение в данных сценах переплетается с
реалиями христианской веры: герои внимают полученным сообщениям, не ставя под
сомнение их природу, пытаются истолковывать сновидения. В тексте периодически
появляются упоминания атрибутов христианства: собора, епископа, обращения к
Господу и т. д.
Прорицания, происходящие путем передачи информации
через мифических персонажей, представлены сценой встречи Хагена с вещими
сёстрами. Здесь на фоне столкновения языческого и христианского пластов
наблюдается ряд следующих интересных аспектов: встреча человека с
потусторонними силами и отношение к неизбежности предначертанной судьбы, которые находятся на стыке античного и средневекового культурных пластов.