XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Выразительный потенциал метафоры в сонетах Пьера Ронсара

Лана Игоревна Пискарева
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный областной университет

ауд.120
2018-04-17
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен выразительным возможностям метафоры в лирике выдающегося поэта французского Возрождения Пьера Ронсара. Исследование выполнено на материале трех циклов сонетов (к Кассандре, Марии, Елене), отражающих разные периоды его творчества. Особое внимание уделено метафоре Розы, широко представленной в текстах его сонетов. Показано, что метафора выступает, с одной стороны, как один из текстообразующих приемов в его сонетах и, с другой стороны, как ключевое средство для передачи самовосприятия поэта по отношению к объекту своего почитания.

Тезисы

В докладе рассматриваются выразительный потенциал метафоры в сонетах выдающегося поэта французского Возрождения Пьера Ронсара (1524-1585). Исследование выполнено на материале трех циклов сонетов: «Amours de Cassandre», «Amours de Marie», «Amours de Hélène». Цель работы состоит в определении места, которое занимает метафора в текстах сонетов с точки зрения динамики самовосприятия поэта в разные периоды его творчества. Основное внимание уделяется Розе как ключевой метафоре в поэзии Ронсара. В ходе исследования решались следующие задачи: 1) выявить место метафоры в ранней, зрелой и поздней любовной лирике поэта; 2) рассмотреть случаи использования метафоры Розы как текстообразующего приема в сонетах трех циклов; 3) проанализировать метафорику лирики Ронсара с точки зрения эволюции самовосприятия поэта в разные периоды его творчества. Проанализированный материал показал, что между метафорами в ранней любовной лирике Ронсара и метафорами зрелого периода его творчества имеются существенные отличия. В ранних сборниках сонетов возлюбленная предстает в образе богини из неземного мира, недосягаемой для смертного поэта. В сонетах, относящихся к позднему периоду его творчества, происходит «уравнивание» поэта и музы. Происходит также изменение выразительных возможностей метафоры в этих трех циклах сонетов.  В сборнике «Amours de Cassandre» доминируют две группы метафор: первая из них соотносится с образом возлюбленной поэта, вторая (метафора-флороним) создает волшебный мир — пространство вокруг нее. В сборнике «Amours de Marie» метафора Розы, появляясь в рамках темы Весны и передавая процесс рождения чувства любви, сосуществует с темой смерти, что отражает соотношение между состоянием души и тела влюбленного поэта. Тема смерти широко представлена и в цикле «Amours de Hélène». Однако в текстах сонетов этого сборника данный символ-флороним рисует не физическую смерть поэта, а «смерть влюбленного», который отказывается от дальнейшего преследования объекта своего обожания. Об эволюции самовосприятия поэта свидетельствует также различная для каждого из циклов сонетов сфера использования метафоры, которая выступает как средство и как компонент формирования поэтом образа возлюбленной. Во многом это обусловлено влиянием на его лирику лучших поэтических традиций античности и средневековья. Кроме того, метафора отражает в текстах сонетов Ронсара изменение его самовосприятия в рамках философии неоплатонизма, поклонником которой он был.