Лексические средства выразительности в советском плакате 1920-х гг.
Цзин Янь
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 215-А
2018-04-19
15:55 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются лексические средства выразительности в советском плакате 1920-х гг. Анализируются языковые реалии советской эпохи, экспрессивная лексика и образные средства выразительности, характерные для советского плаката.
Тезисы
В последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к теме советского плаката, в том числе в лингвистике. Плакаты и афиши изучаются как поликодовый текст. Особенностью данных работ является то, что в них рассматриваются в основном плакаты эпохи Великой Отечественной войны, либо русские плакаты сопоставляются с американскими, французскими или немецкими. Внимания лингвистической стороне плакатов 1920-х гг. уделяется крайне мало, хотя советский плакат этого периода оказал влияние на современный рекламный дискурс.
В докладе мы сосредоточимся на наиболее ярких лексических средствах советских плакатов 1920-х гг. Будет проводиться анализ используемых в плакате лингвостилистических лексических средств выразительности.
Эпоха 1920-х гг. (до 1932 г.). характеризуется скоростью происходящих перемен (окончание Гражданской войны, переход к новой экономической политике, период восстановления, год «Великого перелома» и окончание первой пятилетки), развитием экономики и техники, а также значительными социальными сдвигами. Этим обусловливается обилие плакатных тем и визуальных образов. Однако, несмотря на тематическое разнообразие плакатов, у них есть ряд общих особенностей: фонетические, лексические и синтаксические средств. Благодаря применению одних и тех же лексических средств выразительности плакат 1920-х гг. легко идентифицируется.
Так, в авангардном плакате конструктивистов визуальная сторона коррелирует с ритмической организацией текста (работы Г. Г. Клуциса, А. М. Родченко, Эль Лисицкого). В плакатах ряда художников наблюдается совмещение языковых реалий советской эпохи (красноармеец, пятилетний план, Моссельпром, хата), экспрессивной лексики (разорвать цепи, детишки, чахнуть) и образных средств (ирония, олицетворение, синекдоха, гипербола).
Также в докладе рассматривается связь обозначенных приемов с идеологической функцией плаката.