Коммуникативные стратегии взаимодействия в формате англоязычных авторских программ
Татьяна Георгиевна Мочалова
Докладчик
студент 3 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
ауд. 201
2018-04-16
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
В исследовании обозначены конститутивные
признаки авторских телепрограмм, а также рассмотрены понятия коммуникация,
коммуникативная стратегия, коммуникативная тактики. Далее представлены коммуникативные
стратегии, которые направлены на успешное взаимодействие участников
англоязычных авторских телепрограмм в рамках конкретных коммуникативных
ситуаций.
Тезисы
Осознание
наиболее уязвимых сторон собеседника позволяет прибегать к различным
коммуникативным приемам, что способствует осуществлению запланированной цели
коммуникации. Медиадискурс как комплекс процессов и продуктов речевой
деятельности в рамках массовой коммуникации во всем многообразии и сложности их
взаимодействия представляется актуальной областью реализации совокупности
коммуникативных ситуаций.
В
медиадискурсе в свете антропоцентризма современной лингвистической науки
особого внимания заслуживают авторские телепрограммы. В рамках работы были рассмотрены
следующие конститутивные признаки авторских телепрограмм. Во-первых, автор программы является ее ведущим («The Ellen DeGeneres Show», «The Late Late Show with Craig
Ferguson», «The Oprah Winfrey Show» и т. д.).
Во-вторых,
ведущий программы позиционирует себя как ее автор. Ключевой является стратегия самопрезентации.
Например, веб-страница ток-шоу «The
Dr.
Oz
Show» сопровождается фразой: Dr.
Oz
delivers
health
tips
you
may
have
received
from
your
doctor
in
the
form
of
a
talk
show. Таким образом, фраза
о враче Озе, который дает вам советы о здоровом образе жизни в формате ток-шоу,
отображает концепцию программы.
Наконец,
имя ведущего может быть представлено как название программы. С одной стороны, данный
признак может указывать на ее создателя («Live
with Kelly and Ryan», «Criss Angel
Mindfreak»). С другой стороны, такое название может просто служить привлечением
зрительской аудитории.
В
настоящее время телеведущими различных программ широко используется коммуникативная
стратегия, представляющая собой планируемую долговременную линию речевого
поведения для достижения главной цели во взаимодействии. Телеведущий может
манипулировать ценностями адресата, таким образом, прибегая к стратегии
манипуляции. Среди коммуникативных стратегий также следует отметить стратегии
вежливости, которые включают стратегию прямого выражения смысла и стратегию
позитивной вежливости.
Стратегии
общения реализуются в коммуникативных тактиках, позволяющих достичь определенных
целей в конкретной ситуации. К наиболее распространенным коммуникативным
тактикам относятся: обобщение, приведение примера, поправка, усиление, уступка,
повтор, контраст, смягчение, сдвиг, уклонение, апелляция к авторитету, юмор и
т.д.
Таким
образом, коммуникативная стратегия представляет собой коммуникативные ходы,
продуманные адресантом заранее и направленные на достижение поставленной цели.
Такое коммуникативное поведение весьма характерно для авторских телепрограмм,
которые представляют собой обширное поле для исследования приемов коммуникативного
взаимодействия.