Образы памяти в повести Натали Саррот «Детство»
Татьяна Сергеевна Орлова
Докладчик
аспирант
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица
ауд. 190
2018-04-19
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается вопрос,
связанный с литературоведческим
изучением феномена памяти как способности
личности и общества конструировать
образы прошлого, как средства формирования
и сохранения индивидуальной идентичности
путем избирательного обращения к
отдаленным во времени событиям, в
частности, к событиям детства в повести
Н. Саррот (Sarraute, 1900—1999) «Детство» («Enfance», 1983). Доклад содержит анализ процесса воспоминания
как приписывания смыслов прошлому и
настоящему. Делаются выводы
о влиянии особенностей литературного
повествования на репрезентацию событий
прошлого.
Тезисы
Доклад посвящён проблеме памяти
в художественном произведении и теме
детства, связанной с богатейшими
традициями в мировой литературе. Н.
Саррот (1900—1999, Sarraute) в повести «Детство» («Enfance», 1983),
стараясь предельно точно вспомнить
первые годы своей жизни,
проведенные в Иваново-Вознесенске,
оживить картины прошлого,
воссоздает разлад между видением одного
и того же явления ребенком и взрослым.
Представленный таким образом жизненный
материал обретает особую ценность для
исследования писательницей человеческого
«я», собственного внутреннего мира,
сложного соотношения ощущений, мыслей
и внешних проявлений человеческой
натуры на уровне слов и действий. В
произведении — одновременно художественном
и автобиографическом — тема памяти
обретает дополнительные, особенные
черты. Автобиографическая повесть как
жанр требует от писателя чрезвычайно
напряженного погружения в личное прошлое, т. е. работы с собственной жизнью,
которая становится строительным
материалом произведения, переживая
сложные метаморфозы.