XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Функции дверей в романе Нила Геймана «Никогде» («Neverwhere»): к вопросу об истоках городского фэнтези

Римма Юрьевна Петрова
Докладчик
магистрант 2 курса
Вологодский государственный университет (Педагогический институт)

ауд. 190
2018-04-20
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Одним из наиболее распространенных и активно развивающихся жанров современной литературы является фэнтези. В исследовании проводится анализ функций дверей в фэнтези-романе Н. Геймана (род. 1960, Gaiman) «Никогде» («Neverwhere»). На основе изученного материала становится возможным утверждать, что роман наделен чертами, присущими жанру фэнтези, вобравшему в себя характеристики мифов, легенд, сказок, так же как и литературы более поздних периодов (напр., готический рассказ, триллер, детектив).

Тезисы

Задачей исследования стало выявление таких характеристик романа Н. Геймана (род. 1960, Gaiman) «Никогде» («Neverwhere»), которые позволили бы определить корни фэнтези как жанра. В исследованиях фэнтези последних лет, напр. в статьях В. Берг (Berg), встречается точка зрения, согласно которой фэнтези занимает ту нишу в сознании современных людей, которую ранее занимали мифы. Одним из главных признаков мифов является существование параллельных миров. Несмотря на то что эти миры не пересекаются, изредка случается так, что житель одного мира проникает в другой. Следовательно, существуют места, пройдя через которые, можно оказаться в параллельном мире.
Духовный рост главных героев мифов и (если мы принимаем точку зрения Берг) фэнтези на протяжении повествования стимулируется в том числе переходами (своеобразными небольшими испытаниями) из одного мира в другой. Процесс духовного роста сложен и отнимает много сил у героя, что объясняет необходимость появляющихся на его пути своеобразных «помощников». В «Никогде» во время перехода из одного мира в другой эту роль исполняют положительно настроенные к главному герою двери (напр., выражающие сочувствие, когда главный герой покидает не узнавшую его невесту).
Двери значимы для сюжета не только в процессе своего взаимодействия с главным героем: они могут быть характеристикой персонажа через его с ними обращение (напр., Маркиз может войти в ту дверь, которая предназначена только для выхода) или как элемент декора помещения, принадлежащего герою (наполовину сгнившая деревянная дверь в логове убийц Крупа и Вандемара). Подобная насыщенность текста аллегориями более присуща литературе постмодернизма.
В тексте присутствует героиня по имени Леди Д’верь, наделенная способностью открывать любые двери или замки. Д’верь сближается с главным героем, он спасает её (таким образом, возможно, спасая и свою независимость и свободу, потому что благодаря Д’вери он смог путешествовать из мира в мир, осознать свою истинную сущность); в лице Д’вери (возможно, являющейся своеобразной антропоморфной персонификацией идеи открытости) он спас саму идею Перехода. Такого рода параллели позволяют вспомнить платоновскую концепцию мира идей и в очередной раз задаться вопросом об истинной жанровой принадлежности «Никогде», т. к. попытки понять и осознать параллельный мир (как и наличие таковых миров) характерны для сюрреализма.
Через воплощение идеи перехода из мира в мир и через многофункциональность дверей становятся видимыми многообразие и плодотворность жанра фэнтези на примере романа Геймана «Никогде». Такой вывод позволяет заключить, что фэнтези вобрал в себя признаки как мифов и сказок, так, возможно, и эпической литературы наряду с появившимися позднее жанрами, такими как триллер или готический рассказ.