XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотив детскости главной героини в романе Петера Штамма «Агнес»

Вероника Евгеньевна Владимирова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2018-04-20
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается специфика образа главной героини романа П. Штамма «Агнес» и предпринимается попытка сопоставить его с образами других литературных героинь, характеризующихся «детскостью» (в том числе с образом Лолиты у В. В. Набокова).

Тезисы

П. Штамм (род. 1963, Stamm) — швейцарский писатель и драматург, продолжатель литературных традиций Макса Фриша. Дебютный для его карьеры роман «Агнес» (1992) не только обозначил основные темы дальнейшего творчества прозаика, но включил в себя многое из опыта мировой литературы предыдущих годов, что предоставляет нам возможность сравнивать данное произведение с другими и проводить параллели.
В отличие от героя-повествователя, носителя авторского «я», практически лишенного определенных характеристик (отсылка к концепции «человека без свойств», разработанной Р. Музилем), главная героиня романа, Агнес, предстает фигурой сложной и противоречивой. Несмотря на подчеркнутую серьезность ее профессии и академических интересов, в ее натуре проступает нечто, что в докладе обозначается «мотивом детскости». Эта сторона личности героини оказывает сильное влияние на развитие любовной линии в романе, которая заканчивается трагически. 
Мотив детскости складывается из нескольких черт: это чистота нравственных чувств и их непосредственность, душевная чуткость и проницательность, тонкое, особенное видение мира.
В результате проведенного анализа мы приходим к выводу о том, что:
1) Несмотря на взрослость, главная героиня может встать в ряд с другими персонажами-женщинами, имеющими характеристики «женщина-ребенок».
2) Любовные отношения в романе построены по принципу «отец-дочь», что позволяет сравнить их развитие с развитием любовной линии в романе В. Набокова «Лолита». Подобный тип отношений характеризуется высокой конфликтностью, поэтому их трагический конец в романах является не совпадением, а закономерностью и единственно возможным вариантом развязки.
3) Детскость Агнес имеет евангельскую образность и вписывается в систему христианской символики в романе.