Обычное право, метис и магия в охотничьей практике Русского Севера
Олег Алексеевич Ларионов
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 213
2018-04-18
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В
докладе на материале, собранном автором в деревне Усть-Кыма Лешуконского района
Архангельской области во время фольклорной экспедиции летом 2017 г., анализируется
современное состояние охотничьей практики на Русском Севере. Описываются
относящиеся к обычному праву нормы пользования и наследования охотничьих
территорий, прослеживаются механизмы передачи охотничьих навыков взрослыми
детям, а также фиксируются магические представления и практики,
связанные с охотой.
Тезисы
В основу доклада лег материал, собранный автором
во время полевого исследования, проведенного в рамках фольклорной экспедиции в
деревне Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области в июле 2017 г.
Записанные за это время интервью позволяют описать локальную охотничью практику, какой она является в настоящее время, выделить в ней элементы обычного права и магических представлений, а также проследить некоторые пути трансляции обыденного знания (метиса в терминологии антрополога Дж. Скотта). Это и является задачами доклада.
Охотничья практика на Русском Севере до сих пор во многом регулируется нормами обычного права. Охотники занимаются своим промыслом на угодьях — территориях с путиками (тропами с ловушками) и избушками, которые закреплены за определенными родами. В докладе описываются действующие сейчас правила устройства, наследования и пользования этими пространствами. Сопоставление с этнографическими свидетельствами XIX в. (С. В. Максимов, П. С. Ефименко) позволяет увидеть связь современного положения с вековой традицией.
Другой круг свидетельств позволяет обратиться к трансляции охотничьих навыков от отцов к детям. Специфическая для деревни свобода в обращении с оружием, отсутствие жесткой регуляции со стороны государства в советское время способствовали раннему приобщению детей к огнестрельному оружию, еще в 6-8 классах. С другой стороны, с этого же возраста подростки начинали участвовать в сенокосе, участники которого жили несколько месяцев в особых избушках. Это готовило к жизни в еще более отдаленных охотничьих избушках.
Ряд материалов отражает остатки магических представлений, связанных с охотой. Если ношение на груди / хранение в избушках ладанок осталось в прошлом, то влияние на охоту «скотников», обращение за помощью к высшим силам (местночтимому святому Юде), а также ритуализированный вход в избушку остались, в той или иной мере, до сих пор. Особо анализируется свидетельство о фрагменте связанных с убийством первого зверя заговора и оберега, относящееся к середине XX в.
Записанные за это время интервью позволяют описать локальную охотничью практику, какой она является в настоящее время, выделить в ней элементы обычного права и магических представлений, а также проследить некоторые пути трансляции обыденного знания (метиса в терминологии антрополога Дж. Скотта). Это и является задачами доклада.
Охотничья практика на Русском Севере до сих пор во многом регулируется нормами обычного права. Охотники занимаются своим промыслом на угодьях — территориях с путиками (тропами с ловушками) и избушками, которые закреплены за определенными родами. В докладе описываются действующие сейчас правила устройства, наследования и пользования этими пространствами. Сопоставление с этнографическими свидетельствами XIX в. (С. В. Максимов, П. С. Ефименко) позволяет увидеть связь современного положения с вековой традицией.
Другой круг свидетельств позволяет обратиться к трансляции охотничьих навыков от отцов к детям. Специфическая для деревни свобода в обращении с оружием, отсутствие жесткой регуляции со стороны государства в советское время способствовали раннему приобщению детей к огнестрельному оружию, еще в 6-8 классах. С другой стороны, с этого же возраста подростки начинали участвовать в сенокосе, участники которого жили несколько месяцев в особых избушках. Это готовило к жизни в еще более отдаленных охотничьих избушках.
Ряд материалов отражает остатки магических представлений, связанных с охотой. Если ношение на груди / хранение в избушках ладанок осталось в прошлом, то влияние на охоту «скотников», обращение за помощью к высшим силам (местночтимому святому Юде), а также ритуализированный вход в избушку остались, в той или иной мере, до сих пор. Особо анализируется свидетельство о фрагменте связанных с убийством первого зверя заговора и оберега, относящееся к середине XX в.