«Бедная Лиза» в русском дореволюционном кино
Арина Николаевна Раннева
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ауд. 2-У
2018-04-17
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная
Лиза» оказала существенное влияние не только на русскую литературу XIX в.,
но и на дореволюционное кино. Большинство немых драм строится именно на сюжете
обольщения невинной девушки, а русские трагические финалы соотносятся с
концовкой повести Карамзина. Сюжет не только заимствовался напрямую (как в
случае с фильмом 1914 г. «Казненный жизнью»), но и по-разному модифицировался:
менялся образ главной героини, схема «Бедной Лизы» на экране 1910-х гг. усложнялась и эволюционировала.
Тезисы
Драма
из еврейского быта «Казненный жизнью», выпущенная киностудией «Светотень» в 1914 году, воспроизводит типичный для немого
кинематографа сюжет о грехопадении, но обращает на себя внимание из-за явных
отсылок к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Речь идет об именах главных
героев (Лиза и Эммануил), основных поворотах сюжета (соблазнение невинной
девушки, измена, женитьба на более выгодной невесте, самоубийство героини,
раскаяние главного героя), мотиве особой связи героини с матерью (перед первой
попыткой самоубийства Лиза приходит на могилу матери). Все эти детали наводят
на мысль о сознательном подражании, причем подражание это показательно для
русского немого кино. Н. М. Зоркая отмечала, что сюжет «Бедной Лизы», активно использовавшийся
в литературе массовой, с появлением кинематографа прочно закрепился на экране и
стал для русского кино таким же основополагающим, как сюжет «Золушки» для
американского кинематографа. Действительно, хотя прямые отсылки к Карамзину
встречаются нечасто, сюжетов о бедных девушках, соблазненных, а затем
обманутых, чрезвычайно много. Выведенные Н. М. Зоркой составляющие немой драмы
(соблазнение — обольщение — победа обольстителя — разочарование — крах —
раскаяние) не просто совпадают с основными сюжетными поворотами повести
Карамзина, но и восходят к ней. В «Бедной Лизе» можно найти и источник
трагических русских финалов с практически обязательным самоубийством или
смертью героев в конце фильма. Вместе с тем сюжет модифицировался по-разному.
Так, в киноленте «Немые свидетели» (1914) героиня, уже будучи обманутой, не
просто продолжает служить своему возлюбленному, но и защищает его честь. Фильм
Е. Бауэра «Дитя большого города» начинается со стандартного соблазнения молодой
невинной девушки богатым юношей, но затем сюжет переворачивается, развивается
по противоположной модели: главная героиня, вместо того чтобы стать страдающей
и несчастной, превращается в роковую женщину, разбивающую сердце бывшему
соблазнителю и доводящую его до самоубийства. Интересным образом проявляется
сюжет о соблазнении в «феминистском» фильме 1914 года «Женщина завтрашнего
дня». Страдающая и покинутая героиня здесь уходит на второй план, в центре —
жена соблазнителя, профессиональный врач, спасающая жизнь сопернице и ее
ребенку. Хотя вариации сюжетов были различны, все они типологически восходят к
общему литературному корню — «Бедной Лизе» Карамзина.