XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Бедная Лиза» в русском дореволюционном кино

Арина Николаевна Раннева
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 2-У
2018-04-17
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» оказала существенное влияние не только на русскую литературу XIX в., но и на дореволюционное кино. Большинство немых драм строится именно на сюжете обольщения невинной девушки, а русские трагические финалы соотносятся с концовкой повести Карамзина. Сюжет не только заимствовался напрямую (как в случае с фильмом 1914 г. «Казненный жизнью»), но и по-разному модифицировался: менялся образ главной героини, схема «Бедной Лизы» на экране 1910-х гг. усложнялась и эволюционировала.

Тезисы

Драма из еврейского быта «Казненный жизнью», выпущенная киностудией «Светотень» в 1914 году,  воспроизводит типичный для немого кинематографа сюжет о грехопадении, но обращает на себя внимание из-за явных отсылок к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Речь идет об именах главных героев (Лиза и Эммануил), основных поворотах сюжета (соблазнение невинной девушки, измена, женитьба на более выгодной невесте, самоубийство героини, раскаяние главного героя), мотиве особой связи героини с матерью (перед первой попыткой самоубийства Лиза приходит на могилу матери). Все эти детали наводят на мысль о сознательном подражании, причем подражание это показательно для русского немого кино. Н. М. Зоркая отмечала, что сюжет «Бедной Лизы», активно использовавшийся в литературе массовой, с появлением кинематографа прочно закрепился на экране и стал для русского кино таким же основополагающим, как сюжет «Золушки» для американского кинематографа. Действительно, хотя прямые отсылки к Карамзину встречаются нечасто, сюжетов о бедных девушках, соблазненных, а затем обманутых, чрезвычайно много. Выведенные Н. М. Зоркой составляющие немой драмы (соблазнение — обольщение — победа обольстителя — разочарование — крах — раскаяние) не просто совпадают с основными сюжетными поворотами повести Карамзина, но и восходят к ней. В «Бедной Лизе» можно найти и источник трагических русских финалов с практически обязательным самоубийством или смертью героев в конце фильма. Вместе с тем сюжет модифицировался по-разному. Так, в киноленте «Немые свидетели» (1914) героиня, уже будучи обманутой, не просто продолжает служить своему возлюбленному, но и защищает его честь. Фильм Е. Бауэра «Дитя большого города» начинается со стандартного соблазнения молодой невинной девушки богатым юношей, но затем сюжет переворачивается, развивается по противоположной модели: главная героиня, вместо того чтобы стать страдающей и несчастной, превращается в роковую женщину, разбивающую сердце бывшему соблазнителю и доводящую его до самоубийства. Интересным образом проявляется сюжет о соблазнении в «феминистском» фильме 1914 года «Женщина завтрашнего дня». Страдающая и покинутая героиня здесь уходит на второй план, в центре — жена соблазнителя, профессиональный врач, спасающая жизнь сопернице и ее ребенку. Хотя вариации сюжетов были различны, все они типологически восходят к общему литературному корню — «Бедной Лизе» Карамзина.