Библейские мотивы и их трансформация в романе Сухбата Афлатуни «Поклонение волхвов»
Алла Борисовна Диденко
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
ауд. 188
2018-04-17
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен рассмотрению трансформации библейских мотивов в
современной русской литературе на примере текста романа С. Афлатуни «Поклонение
волхвов». Предмет исследования — библейские сюжеты и образы, нашедшие отражение
в данном произведении, материал исследования — текст романа «Поклонение волхвов».
В результате удалось проследить, как на всех уровнях художественной организации текста последовательно реализуются
библейские образы и сюжеты, порождающие дополнительные смысловые доминанты.
Тезисы
Изучение
функционирования библейских мотивов в современной литературе на сегодняшний
день все еще актуально. Исследование было проведено на материале текста
романа Афлатуни «Поклонение волхвов». Были поставлены и решены
следующие задачи: 1) выделить в тексте весь сюжетно-образный ряд, имеющий
отсылки к библейским мотивам;
2) сравнить его с оригинальными библейскими сюжетами; 3) проследить трансформацию библейских мотивов через авторские художественные приёмы; 4) выделить новые значения и новый взгляд на традиционные сюжеты в аспекте художественной системы текста романа.
В романе автор через призму вариаций жанра семейной хроники обращается к рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, согласно которому в Иерусалим пришли три волхва, увидев на востоке Вифлеемскую звезду.
Говоря о символике, можно выделить число 3, которое, как и в Библии, является в романе символичным: три потомка волхвов из рода Триярских (Гаспар, Мельхиор, Балтасар) символизируют три вида искусства; три кометы и три части расколотой Вифлеемской звезды; три персоны царских кровей — Николай Второй; великий князь Николай Константинович; цесаревич Алексей Романов.
В традиционную символику вкрапливаются символика древнего Вавилона (животные в пещере, где были ясли Иисуса, заменены на животных из зодиакального круга) и узбекская символика (когда солнце совершало путешествие по башням зодиаков, это сопровождалось музыкой 12 маком — по каждому ладу на каждый зодиак: макамат ушшак, макамат хусейн и т. д.).
Библейские мотивы трансформируются через введение фантастического элемента. Он проявляется во влиянии звёзд на исторические события (сумасшествие великого князя Николая Константиновича, крушение Титаника, малокровие цесаревича Алексея) и в межгалактической войне церквей с космозаврами (война церкви и революционеров).
Помимо всего прочего, в сцене поклонения Вифлеемской звезде автор обличает тему сектантства и извращения веры, а также детского воровства в лице Казадупова через сюжет с похищением ребёнка Льва и сцену поклонения перед троном Соломона, на котором сидел младенец. Поедание коконов шелкопряда является актом посвящения при поклонении.
Также тема Апокалипсиса раскрывается с новой, авторской точки зрения, через мотивы сумасшествия и искусства. В конце каждой книги кто-то из персонажей сходит с ума. Композитор Бежак говорит о саморазрушении музыки изнутри, Давлат рассуждает о том, что всё искусство есть оболочка для добра и зла, цесаревич Алексей уже возводит это в Абсолют — зло не имеет тело и жаждет найти его себе, а найдя, уничтожает. Т. е. Апокалипсис — это, прежде всего, разрушение гармонии.
Таким образом, к библейским мотивам обращаются для трансляции современных сюжетов, сохраняя при этом отсылки так, чтобы читатель, опираясь на фоновые знания, смог трактовать их по-новому.
2) сравнить его с оригинальными библейскими сюжетами; 3) проследить трансформацию библейских мотивов через авторские художественные приёмы; 4) выделить новые значения и новый взгляд на традиционные сюжеты в аспекте художественной системы текста романа.
В романе автор через призму вариаций жанра семейной хроники обращается к рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, согласно которому в Иерусалим пришли три волхва, увидев на востоке Вифлеемскую звезду.
Говоря о символике, можно выделить число 3, которое, как и в Библии, является в романе символичным: три потомка волхвов из рода Триярских (Гаспар, Мельхиор, Балтасар) символизируют три вида искусства; три кометы и три части расколотой Вифлеемской звезды; три персоны царских кровей — Николай Второй; великий князь Николай Константинович; цесаревич Алексей Романов.
В традиционную символику вкрапливаются символика древнего Вавилона (животные в пещере, где были ясли Иисуса, заменены на животных из зодиакального круга) и узбекская символика (когда солнце совершало путешествие по башням зодиаков, это сопровождалось музыкой 12 маком — по каждому ладу на каждый зодиак: макамат ушшак, макамат хусейн и т. д.).
Библейские мотивы трансформируются через введение фантастического элемента. Он проявляется во влиянии звёзд на исторические события (сумасшествие великого князя Николая Константиновича, крушение Титаника, малокровие цесаревича Алексея) и в межгалактической войне церквей с космозаврами (война церкви и революционеров).
Помимо всего прочего, в сцене поклонения Вифлеемской звезде автор обличает тему сектантства и извращения веры, а также детского воровства в лице Казадупова через сюжет с похищением ребёнка Льва и сцену поклонения перед троном Соломона, на котором сидел младенец. Поедание коконов шелкопряда является актом посвящения при поклонении.
Также тема Апокалипсиса раскрывается с новой, авторской точки зрения, через мотивы сумасшествия и искусства. В конце каждой книги кто-то из персонажей сходит с ума. Композитор Бежак говорит о саморазрушении музыки изнутри, Давлат рассуждает о том, что всё искусство есть оболочка для добра и зла, цесаревич Алексей уже возводит это в Абсолют — зло не имеет тело и жаждет найти его себе, а найдя, уничтожает. Т. е. Апокалипсис — это, прежде всего, разрушение гармонии.
Таким образом, к библейским мотивам обращаются для трансляции современных сюжетов, сохраняя при этом отсылки так, чтобы читатель, опираясь на фоновые знания, смог трактовать их по-новому.