Архетипические мотивы в художественной структуре романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (Иван и Дмитрий Карамазовы)
Наталья Сергеевна Науменко
Докладчик
магистрант 2 курса
Новосибирский государственный университет
Новосибирский государственный университет
ауд. 188
2018-04-17
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящён выявлению архетипических мотивов в художественной структуре романа
Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и изучению связанных с ними персональных идеологических комплексов
Ивана и Дмитрия Карамазовых. Материал исследования — текст романа и черновые заметки к нему. Архетипические
мотивы хаоса, отцеубийства и греха реализуются в персональных проекциях и
приобретают космический масштаб, что способствует возникновению важнейшей для
художественной стратегии Ф. М. Достоевского оппозиции
«греховность» — «святость».
Тезисы
Одним
из ведущих архетипических мотивов в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» является мотив хаоса, метафизике
которого во многом подчинён Иван Карамазов, неспособный справиться с болезнью
рассудка и собственным «бунтом».
Какое-то время Иван остаётся вне власти хаоса благодаря естественной молодости и жизнелюбию, но в конце концов он приходит к тому, что в мире существует лишь одна непобедимая сила — карамазовская. Он — мыслитель аналитического плана, однако одержимость идеей вседозволенности, которая берёт начало в атеизме, приводит Ивана к духовному расколу и сумасшествию, а также появлению в его больном воображении двойника-чёрта, в образе которого воплощаются отрицательные качества карамазовского сына.
Архетипический мотив хаоса во вселенском измерении воплощается в поэме «Великий Инквизитор». Отвергая идею мировой гармонии, Иван становится вдохновителем внешнего хаоса и косвенным соучастником отцеубийства, что психологически связывает его с братом Дмитрием, который также жаждал смерти Фёдора Павловича. Если в ментальном мире Ивана отцеубийство соединено с богоборчеством, то мотивация Дмитрия имеет другой источник — сладострастие — соперничество с отцом за Грушеньку. Этот персонаж более других подчинён хаосу, вся его жизнь проходит в беспорядке. Сюжетно неоднозначность фигуры Дмитрия подчёркнута его неустойчивым положением между «идеалом содомским» и «идеалом Мадонны». Такие противоречия сам Дмитрий объясняет тем, что слишком велико в человеке искушение страстями и одновременно желание избавиться от них.
В характерах Ивана и Дмитрия воплощаются основополагающие черты карамазовщины, которые отсылают к архетипическому мотиву греха — гордыни и сладострастия. Иван стремится обнаружить перед местным обществом своё преступление — соучастие в убийстве отца, — однако гордыня и стыд не позволяют ему сделать этого. В отличие от Ивана, который находится под влиянием «идеологии» греха, Дмитрий способен на духовное исцеление и совершает путь «из грешников в праведники», избавляясь от внутреннего хаоса, желая пострадать за грехи.
Подводя итоги, отметим, что семейство Карамазовых выступает носителем архетипического мотива хаоса, распространяя его «в мир». Кроме того, в романе личностный и мировой хаос взаимосвязаны и дополняют друг друга. Иван и Дмитрий соотносятся с архетипическими мотивами хаоса, отцеубийства и греха. Однако если совестливость, соборность, вера и любовь к почве удерживают Дмитрия от греха и приводят его к духовному очищению, то Иван не способен преодолеть собственную греховность, что приводит его к полному подчинению стихии хаоса и распаду личности.
Какое-то время Иван остаётся вне власти хаоса благодаря естественной молодости и жизнелюбию, но в конце концов он приходит к тому, что в мире существует лишь одна непобедимая сила — карамазовская. Он — мыслитель аналитического плана, однако одержимость идеей вседозволенности, которая берёт начало в атеизме, приводит Ивана к духовному расколу и сумасшествию, а также появлению в его больном воображении двойника-чёрта, в образе которого воплощаются отрицательные качества карамазовского сына.
Архетипический мотив хаоса во вселенском измерении воплощается в поэме «Великий Инквизитор». Отвергая идею мировой гармонии, Иван становится вдохновителем внешнего хаоса и косвенным соучастником отцеубийства, что психологически связывает его с братом Дмитрием, который также жаждал смерти Фёдора Павловича. Если в ментальном мире Ивана отцеубийство соединено с богоборчеством, то мотивация Дмитрия имеет другой источник — сладострастие — соперничество с отцом за Грушеньку. Этот персонаж более других подчинён хаосу, вся его жизнь проходит в беспорядке. Сюжетно неоднозначность фигуры Дмитрия подчёркнута его неустойчивым положением между «идеалом содомским» и «идеалом Мадонны». Такие противоречия сам Дмитрий объясняет тем, что слишком велико в человеке искушение страстями и одновременно желание избавиться от них.
В характерах Ивана и Дмитрия воплощаются основополагающие черты карамазовщины, которые отсылают к архетипическому мотиву греха — гордыни и сладострастия. Иван стремится обнаружить перед местным обществом своё преступление — соучастие в убийстве отца, — однако гордыня и стыд не позволяют ему сделать этого. В отличие от Ивана, который находится под влиянием «идеологии» греха, Дмитрий способен на духовное исцеление и совершает путь «из грешников в праведники», избавляясь от внутреннего хаоса, желая пострадать за грехи.
Подводя итоги, отметим, что семейство Карамазовых выступает носителем архетипического мотива хаоса, распространяя его «в мир». Кроме того, в романе личностный и мировой хаос взаимосвязаны и дополняют друг друга. Иван и Дмитрий соотносятся с архетипическими мотивами хаоса, отцеубийства и греха. Однако если совестливость, соборность, вера и любовь к почве удерживают Дмитрия от греха и приводят его к духовному очищению, то Иван не способен преодолеть собственную греховность, что приводит его к полному подчинению стихии хаоса и распаду личности.