XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Синтаксические особенности интернет-текстов речевого жанра «История из жизни»

Сяотан Чжэн
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 195
2018-04-16
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён особенностям порядка слов, который рассматривается как линейное расположение синтаксических членов в предложении, в интернет-текстах речевого жанра «История из жизни», отобранных нами в качестве материала для анализа. Среди всех высказываний выделены три группы по порядку следования коммуникативных компонентов. Выявлено отношение между порядком слов, актуальным членением, семантикой компонентов высказывания и функцией высказываний в целом тексте.

Тезисы

Материалом для анализа послужили интернет-тексты в речевом жанре «История из жизни». Была отмечена характерная для текстов интернет-общения стилистическая особенность ― двойная ориентация на нормы и книжно-письменной, и устно-разговорной речи. Ориентация на книжно-письменную речь проявилась, прежде всего, в структурированности текста, где авторы стремятся к соблюдению общих норм композиционного построения: вступление (завязка сюжета истории), основная часть (развитие сюжета истории), завершение (развязка + комментарий-вывод автора). Ориентация на устно-разговорную речь проявились не столько в использовании разговорно-обиходной и эмоционально-оценочной лексики, сколько в ранжировании порядка слов в высказываниях-предложениях в соответствии с важностью (новизной) вербализуемых ими «квантов» информации. Отсюда характерное предшествование ремы теме в предложениях, обеспечивающих повествовательную (сюжетную) линию истории: Вошёл я в комнату…, Берёт отец гитару… В описательных фрагментах при введении объекта в фокус внимания говорящего используется чаще высказывания-предложения, построенные по коммуникативной модели «Компонент с семантикой времени / пространства (детерминант времени и / или пространства) + рематический компонент с семантикой наличия существования предмета или лица (сказуемое-подлежащее)», например: В больницу приехали её родители и брат-близнец; Утром около 9:30 у входной двери были потеряны 120 рублей. При акцентировании известности изображаемой ситуации субъекту, с чьей точки зрения ведётся изложение истории, порядок слов меняется и строится по коммуникативной модели «Тематический компонент с семантикой наличия существования предмета или лица (подлежащее-сказуемое) + рематический компонент с семантикой времени / пространства (детерминант времени и / или пространства)», например: Стоим с дочкой в магазине; Еду в автобусе.
В высказываниях, характеризующих уже знакомые (упомянутые) предмет или лицо, используется коммуникативная модель «Тематический компонент с семантикой предмета или лица (подлежащее) + рематический компонент с семантикой характеризации (сказуемое, чаще составное именное)», например: Я девочка-подросток; Я забеспокоился; Удача улыбнулась нам.