Синтаксические особенности интернет-текстов речевого жанра «История из жизни»
Сяотан Чжэн
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 195
2018-04-16
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён особенностям порядка слов,
который рассматривается как линейное расположение синтаксических членов в
предложении, в интернет-текстах речевого жанра «История из жизни», отобранных
нами в качестве материала для анализа. Среди всех высказываний выделены три группы по порядку следования коммуникативных компонентов. Выявлено
отношение между порядком слов, актуальным членением, семантикой компонентов
высказывания и функцией высказываний в целом тексте.
Тезисы
Материалом для анализа послужили
интернет-тексты в речевом жанре «История из жизни».
Была отмечена характерная для текстов
интернет-общения стилистическая особенность ― двойная ориентация на нормы и
книжно-письменной, и устно-разговорной речи. Ориентация на книжно-письменную речь
проявилась, прежде всего, в структурированности текста, где авторы стремятся к
соблюдению общих норм композиционного построения: вступление (завязка сюжета
истории), основная часть (развитие сюжета истории), завершение (развязка +
комментарий-вывод автора). Ориентация на устно-разговорную речь
проявились не столько в использовании разговорно-обиходной и
эмоционально-оценочной лексики, сколько в ранжировании порядка слов в
высказываниях-предложениях в соответствии с важностью (новизной) вербализуемых
ими «квантов» информации. Отсюда характерное предшествование ремы теме в
предложениях, обеспечивающих повествовательную (сюжетную) линию истории: Вошёл я в комнату…, Берёт отец гитару… В описательных фрагментах при введении
объекта в фокус внимания говорящего используется чаще высказывания-предложения,
построенные по коммуникативной модели «Компонент с семантикой времени / пространства (детерминант времени и / или пространства) + рематический
компонент с семантикой наличия существования предмета или лица
(сказуемое-подлежащее)», например: В больницу приехали её родители и брат-близнец; Утром
около 9:30 у входной двери были потеряны 120 рублей. При акцентировании известности изображаемой ситуации
субъекту, с чьей точки зрения ведётся изложение истории, порядок слов меняется
и строится по коммуникативной модели «Тематический компонент с семантикой
наличия существования предмета или лица (подлежащее-сказуемое) + рематический
компонент с семантикой времени / пространства (детерминант времени и / или
пространства)», например: Стоим с дочкой в магазине; Еду в автобусе.
В высказываниях, характеризующих уже знакомые (упомянутые) предмет или лицо, используется коммуникативная модель «Тематический компонент с семантикой предмета или лица (подлежащее) + рематический компонент с семантикой характеризации (сказуемое, чаще составное именное)», например: Я девочка-подросток; Я забеспокоился; Удача улыбнулась нам.
В высказываниях, характеризующих уже знакомые (упомянутые) предмет или лицо, используется коммуникативная модель «Тематический компонент с семантикой предмета или лица (подлежащее) + рематический компонент с семантикой характеризации (сказуемое, чаще составное именное)», например: Я девочка-подросток; Я забеспокоился; Удача улыбнулась нам.