Соответствие литературных приёмов в текстах Дж. Д. Сэлинджера и «кино-текстах» У. Андерсона
Анна Александровна Пахомова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 129
2018-04-18
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён сопоставлению рассказов и повестей Дж. Д. Сэлинджера и фильмов современного американского режиссёра Уэса Андерсона как «кино-текстов» и анализу некоторых их сходств на уровне сюжета и авторских художественных приёмов. Общей для писателя и режиссёра является тема авторства и важного умения делиться своим творчеством с другими, а также мотив проникновения к искренности и «истинности» переживаний и ценностей в потоке материального и повседневного, что у обоих авторов обыгрывается с помощью нарочитого обилия слов или визуальных деталей.
Тезисы
Доклад посвящён анализу некоторых сходств на уровне сюжета и
авторских художественных приёмов, которые можно обнаружить при сопоставлении
текстов Дж. Д. Сэлинджера и фильмов Уэса Андерсона как «кино-текстов».
К режиссёрской работе Андерсона применимо понятие
«литературный подход» и использование таких литературных приёмов, как
повествовательная «рамка» и введение в пространство кадров графически
выраженного текста как самостоятельного смыслового элемента. Многие рассказы
Дж. Д. Сэлинджера кинематографичны благодаря отсутствию подробной экспозиции,
подчёркнутому вниманию к драматическому и визуальному (жестам, деталям одежды и
обстановки) и смещению кризиса, спровоцировавшего завязку действия, за его
пределы.
Сходство
в выборе художественного языка у двух авторов проявляется в том, что они как бы
возводят вокруг своих героев и сюжетов лексическую и визуальную «стену», своего
рода управляемый хаос потока сознания или множества деталей и цветовых
комбинаций. Этот приём подчёркивает ощущение «рукотворности» и указывает на
сложность обретения искренности в ошеломляющем потоке материального и
повседневного. Кроме того, почти оптимистическая многословность и обилие
визуальных деталей
часто помогают авторам создать контраст с ключевым событием,
обратным по эмоциональному знаку (подготовка к свадьбе и гибель, отпуск на
солнечном пляже и самоубийство и т. д.). Общее в приёмах писателя и режиссёра
обнаруживается в их склонности наделять особым смыслом «говорящие» детали,
которым делегируется функция характеристики персонажа и связанного с ним
конфликта.
Автор и авторство — магистральная тема как для писателя, так
и для режиссёра. Она включает в себя интерпретацию образа гения-одиночки (или
целой семьи таких гениев — Глассы у Сэлинджера и Тенненбаумы у Андерсона),
который вынужден и даже имеет моральное обязательство делиться своим
творчеством с другими, приняв необходимость взаимодействия со своим
потенциальным зрителем.
Тема художественного творчества у обоих авторов
метонимически переносится на социальное существование героев, которые «творят»
сами себя с помощью внутреннего дискурса и саморепрезентации. У Сэлинджера
Холден Колфилд конструирует себя с помощью бесконечного нарратива, примеряя
разные роли. Для Холдена те события, которые можно «оформить» в виде сюжета, поддаются
его контролю. Это сопоставимо со стремлением героя фильма Андерсона «Рашмор»
Макса Фишера постоянно творить вокруг себя «театр», в который он вовлекает
окружающих в качестве персонажей. Содержательная роль этой общей для обоих
персонажей черты состоит в том, что наблюдение за собой как персонажами «со
стороны» помогает им переосмыслить свои ценности. Реализовав свои «сюжеты», оба
приходят к «настоящести» (антониму сэлинджеровской «phoniness»).