XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Элементы романа-предупреждения в романе Р. Брэдбери «Марсианские хроники»

Ирина Андреевна Нещадим
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2018-04-20
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Автор исследования рассматривает художественные особенности романа Р. Брэдбери «Марсианские хроники» («The Martian Chronicles»), в частности главу «Эшер II» («Usher II»), воплощающую в себе основные черты романа-предупреждения, а также показывает, как использование прецедентных имен и текстов в новелле работает на раскрытие её идейного замысла.

Тезисы

Роман-предупреждение — это литературный жанр, который ставит своей целью рассмотрение и критику наметившихся в обществе негативных тенденций, анализ существующих общечеловеческих проблем и поиск их решения на материале общества, живущего в гипотетическом будущем. Классическим образцом этого жанра стал роман Р. Брэдбери (1920—2012, Bradbury) «451 градус по Фаренгейту» («Fahrenheit 451»). Однако элементы романа-предупреждения присутствуют и в романе «Марсианские хроники» («The Martian Chronicles»), в частности в главе «Эшер II» («Usher II»), в который герой-интеллектуал противопоставляется обществу, отказавшемуся от фантазий и сделавшему выбор в пользу «сиюминутной» действительности. В отличие от писателей-антиутопистов, Брэдбери не создает собственный вымышленный мир, куда помещает своих героев. В романе изображается реальное для читателя общество в будущем, где все позитивные и негативные тенденции доведены до логического конца. Глава «Эшер II» насыщена прецедентными именами и аллюзиями к сказкам и текстам других авторов, работавших в жанрах фантастики, мистики и ужасов. Брэдбери использует образы героев народных и авторских сказок, обращаясь к германо-скандинавскому, кельскому, французскому фольклору, а также к произведениям Л. Кэрролла и Л. Ф. Баума. Особое место в «Эшере II» занимают аллюзии к рассказам Э. А. По, напр., «Падение дома Ашеров» («The Fall of the House of Usher»), «Бочонок амонтильядо» («The Cask of Amontillado») и др. Прецедентно имя главного героя — Уильяма Стендаля, вызывающее в памяти псевдоним французского писателя Анри Мари Бейля, герои которого вступали в личную борьбу с обществом и установленными ими рамками. Таков и герой Брэдбери: одержимый благородной идеей, соответствующей традициям романтизма, он жестоко мстит за литературу, задавленную рамками цензуры. Объектом для мести оказываются приглашенные гости, «Душители Радости» из «управления Нравственного Климата», своими руками уничтожившие всякий вымысел. Однако, ратуя за защиту общества от фантазий и тем самым поощряя его деградацию, сами гости оказываются неспособными спрогнозировать своё будущее и предусмотрительно защититься от возможных опасностей. И за это они сурово караются главным героем в особняке Родерика Ашера — воплощении вымышленного мира, который сами же и уничтожили.