XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотив путешествия в литературных сказках Нила Геймана

Ольга Михайловна Смирнова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2018-04-20
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен изучению мотива путешествия в творчестве Н. Геймана. Данный мотив рассматривается на материале сказок автора, они анализируются с точки зрения традиции и новаторства. Научная новизна исследования определяется обращением к «малой прозе» выбранного автора, а именно к сказкам.




Тезисы

Особую роль в творчестве Н. Геймана (род. 1960, Gaiman), одного из самых известных современных писателей, играет «малая проза», в частности сказки. В них автор не только продолжает английскую традицию литературной сказки, но и вносит новаторские черты, напр., добавляет элементы насилия, тем самым обращаясь исключительно к взрослой аудитории.
Обычно писатель придерживается традиционной структуры сюжета, иногда даже заимствуя фабулу известных волшебных сказок, поэтому мотив путешествия является важным элементом структуры сюжета этих сказок. Так, в сказках «Дева и веретено» («The Sleeper and the Spindle») и «Жар-птица» («Sunbird») мы находим мотив путешествия-поиска: герои идут к своей цели, встречая на пути различные испытания. В сказках «Истина — пещера в черных горах» («The Truth is a Cave in the Black Mountains») и «Жемчуга и алмазы: волшебная сказка» («Diamonds and Pearls: A Fairy Tale») мы видим элементы другого типа сказочного путешествия — путешествия-служения: герои служат либо определенной цели, либо какому-то человеку.
Во всех случаях мотив путешествия вписывается в структуру базового сюжета-квеста, который Гейман разрабатывает не только в «малой прозе», но и в своих самых известных романах: «Никогде» («Neverwhere», 1996), «Звездная пыль» («Stardust», 1998) и «Американские боги» («American Gods», 2001). Вдохновляясь идеей создания нового мифа и, в частности, концепцией «мономифа», предложенной Дж. Кэмпбеллом (1904—1987, Campbell) в середине прошлого века, писатель выстраивает сюжеты по единому образцу, избегая однообразия благодаря оригинальным художественным решениям — смене фигуры повествователя, синтезу жанров, введению новых для сказки мотивов, а также за счет художественного обновления такого неотъемлемого элемента сказочного дискурса, как мотив путешествия.