Мотив путешествия в литературных сказках Нила Геймана
Ольга Михайловна Смирнова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-20
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению мотива путешествия в творчестве
Н. Геймана. Данный мотив рассматривается на материале сказок автора, они
анализируются с точки зрения традиции и новаторства. Научная новизна
исследования определяется обращением к «малой прозе» выбранного автора, а
именно к сказкам.
Тезисы
Особую роль в творчестве Н. Геймана (род. 1960, Gaiman), одного из
самых известных современных писателей, играет «малая проза», в частности
сказки. В них автор не только продолжает английскую традицию литературной
сказки, но и вносит новаторские черты, напр., добавляет элементы насилия,
тем самым обращаясь исключительно к взрослой аудитории.
Обычно писатель придерживается традиционной структуры сюжета, иногда даже заимствуя фабулу известных волшебных сказок, поэтому мотив путешествия является важным элементом структуры сюжета этих сказок. Так, в сказках «Дева и веретено» («The Sleeper and the Spindle») и «Жар-птица» («Sunbird») мы находим мотив путешествия-поиска: герои идут к своей цели, встречая на пути различные испытания. В сказках «Истина — пещера в черных горах» («The Truth is a Cave in the Black Mountains») и «Жемчуга и алмазы: волшебная сказка» («Diamonds and Pearls: A Fairy Tale») мы видим элементы другого типа сказочного путешествия — путешествия-служения: герои служат либо определенной цели, либо какому-то человеку.
Во всех случаях мотив путешествия вписывается в структуру базового сюжета-квеста, который Гейман разрабатывает не только в «малой прозе», но и в своих самых известных романах: «Никогде» («Neverwhere», 1996), «Звездная пыль» («Stardust», 1998) и «Американские боги» («American Gods», 2001). Вдохновляясь идеей создания нового мифа и, в частности, концепцией «мономифа», предложенной Дж. Кэмпбеллом (1904—1987, Campbell) в середине прошлого века, писатель выстраивает сюжеты по единому образцу, избегая однообразия благодаря оригинальным художественным решениям — смене фигуры повествователя, синтезу жанров, введению новых для сказки мотивов, а также за счет художественного обновления такого неотъемлемого элемента сказочного дискурса, как мотив путешествия.
Обычно писатель придерживается традиционной структуры сюжета, иногда даже заимствуя фабулу известных волшебных сказок, поэтому мотив путешествия является важным элементом структуры сюжета этих сказок. Так, в сказках «Дева и веретено» («The Sleeper and the Spindle») и «Жар-птица» («Sunbird») мы находим мотив путешествия-поиска: герои идут к своей цели, встречая на пути различные испытания. В сказках «Истина — пещера в черных горах» («The Truth is a Cave in the Black Mountains») и «Жемчуга и алмазы: волшебная сказка» («Diamonds and Pearls: A Fairy Tale») мы видим элементы другого типа сказочного путешествия — путешествия-служения: герои служат либо определенной цели, либо какому-то человеку.
Во всех случаях мотив путешествия вписывается в структуру базового сюжета-квеста, который Гейман разрабатывает не только в «малой прозе», но и в своих самых известных романах: «Никогде» («Neverwhere», 1996), «Звездная пыль» («Stardust», 1998) и «Американские боги» («American Gods», 2001). Вдохновляясь идеей создания нового мифа и, в частности, концепцией «мономифа», предложенной Дж. Кэмпбеллом (1904—1987, Campbell) в середине прошлого века, писатель выстраивает сюжеты по единому образцу, избегая однообразия благодаря оригинальным художественным решениям — смене фигуры повествователя, синтезу жанров, введению новых для сказки мотивов, а также за счет художественного обновления такого неотъемлемого элемента сказочного дискурса, как мотив путешествия.