Классификация собственно вопросительных предложений
Цин Лю
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 195
2018-04-16
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются собственно вопросительные предложения, описана их специфика, предложена их классификация, в основе которой лежат коммуникативные намерения говорящего и характер запроса информации. Материалом исследования послужили «Денискины рассказы» В. Драгунского, в которых было выделено более 300 примеров собственно вопросительных предложений. Эти предложения по целям запроса информации разделены на 6 групп; по характеру запроса информации — на 18 групп.
Тезисы
Вопросительные по форме предложения занимают особое место в художественных произведениях — как правило, они участвуют в формировании диалогов между героями. В «Денискиных рассказах» Виктора Драгунского нами было обнаружено около тысячи предложений, имеющих на конце вопросительный знак. Такие предложения представляют собой разные речевые акты, участвуют в реализации разных речевых намерений, обладают разной иллокутивной силой, что представляет трудность для иностранцев. В научной литературе принято деление вопросительных предложений на собственно вопросительные предложения и несобственно вопросительные предложения. В данном докладе рассматриваются собственно вопросительные предложения, предлагается их классификация, в основе которой лежит коммуникативное намерение говорящего и характер запроса информации. В анализируемом произведении обнаружено более 300 примеров собственно вопросительных предложений. Мы разделили эти предложения по целям запроса информации на 6 групп: информационно значимые вопросы, контактоустанавливающие вопросы, проверочные вопросы, вопросы-подтверждения, уточняющие вопросы. Все эти предложения соответствуют критериям «вопросительности»: 1) они имеют структуру и интонацию вопроса; 2) вопрос говорящего адресован собеседнику; 3) целью постановки вопроса является запрос у адресата интересующей адресанта информации; 4) говорящий ожидает информативно наполненный ответ на поставленный вопрос. В этом случае можно говорить о том, что предложение обладает иллокутивной силой вопроса, то есть является средством реализации речевого акта вопроса. Анализ предложений показал, что среди них большое место (116 примеров) занимают вопросы, в которых запрос информации с ожиданием ответа сопровождается выражением эмоций. Данный тип вопросов мы назвали информационно-эмоциональным и выделили в отдельную, шестую, группу. Например, в рассказе «Англичанин Павля» есть такое предложение: — А что же ты изучил? — закричал я. — За два месяца ты все-таки хоть что-нибудь-то изучил? Здесь запрос информации сопровождается выражением возмущения, негодования. Такие предложения представляют собой промежуточную группу между собственно и несобственно вопросительными предложениями и вызывают особые трудности у иностранных читателей, не всегда способных распознать эмоции говорящего. Собственно вопросительные предложения можно классифицировать и по принципу характера запроса информации. По этому критерию нами выделено 18 групп предложений. Самыми частотными являются запросы о месте действия, месте прибытия, характере действия лица.