О деконструкции линейного повествования в венгерской литературе 1950—60-х гг.
Алина Вадимовна Щеглова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 199
2018-04-16
17:40 -
17:55
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются ключевые произведения двух венгерских авторов XX века, оказавших существенное влияние на развитие современной венгерской
литературы. Через сравнение романа Гезы Оттлика «Училище на границе» (1959) и
повести Миклоша Месёя «Смерть атлета» (1966) мы проследим, при помощи каких
средств авторы выходят за рамки классического типа повествования. Данное
исследование ставит вопрос о начале нового этапа в истории венгерской
литературы.
Тезисы
На рубеже 1950-60-х гг. в Венгрии выходят произведения, переломившие ход
развития литературы этой страны. На примере романа Гезы Оттлика «Училище на
границе» (1959) и повести Миклоша Месёя «Смерть атлета» (1966) проанализируем повествовательные
стратегии, которые привели к качественному изменению венгерского текста.
Прежде всего, структура рассматриваемых произведений задана посредством метаповествования. Если в «Училище на границе» история вводится с помощью дневника, который попадает в руки нарратора согласно завещанию товарища, то в «Смерти атлета» — через заметки-воспоминания жены умершего спортсмена. В обоих случаях историю рождает смерть, а точнее, она служит поводом для потока воспоминаний. Воспоминание оказывается единственным инструментом, с помощью которого нарратор может приблизить и тем самым понять и пересказать прожитое. Однако именно здесь возникает главная проблема, вытекающая из природы человеческой памяти. Неотъемлемым качеством памяти является бессознательная фиксация на определенных образах, фактах, обстоятельствах. Однажды зацепившись за какой-то момент, воспоминание может пойти двумя путями. Тот путь, который демонстрирует Оттлик, характеризуется невозможностью сойти с заданной орбиты: некий образ (например, отпечаток ладони на стене) побуждает ретроспективно восстановить ситуацию его породившую, но всегда возникают новые объекты внимания, которые снова и снова заставляют совершить уже проделанный путь. Хотя Месёй также посредством воспоминания строит повествование, функция воспоминания качественно отлична от той, которая имеет место в романе Оттлика. У Месёя воспоминание конструируется посредством ассоциативных связей, что не столько возвращает читателя на прежнюю колею, сколько уводит в качественно новые пространства и переживания.
Воспоминание как средство повествования, с одной стороны, разводит рассматриваемых нами авторов. С другой стороны, оба автора отказываются от линейного типа нарратива, ставят проблему восприятия пространства и времени, а также невозможности объективной передачи истории, что дает толчок развитию современной венгерской прозы.
Прежде всего, структура рассматриваемых произведений задана посредством метаповествования. Если в «Училище на границе» история вводится с помощью дневника, который попадает в руки нарратора согласно завещанию товарища, то в «Смерти атлета» — через заметки-воспоминания жены умершего спортсмена. В обоих случаях историю рождает смерть, а точнее, она служит поводом для потока воспоминаний. Воспоминание оказывается единственным инструментом, с помощью которого нарратор может приблизить и тем самым понять и пересказать прожитое. Однако именно здесь возникает главная проблема, вытекающая из природы человеческой памяти. Неотъемлемым качеством памяти является бессознательная фиксация на определенных образах, фактах, обстоятельствах. Однажды зацепившись за какой-то момент, воспоминание может пойти двумя путями. Тот путь, который демонстрирует Оттлик, характеризуется невозможностью сойти с заданной орбиты: некий образ (например, отпечаток ладони на стене) побуждает ретроспективно восстановить ситуацию его породившую, но всегда возникают новые объекты внимания, которые снова и снова заставляют совершить уже проделанный путь. Хотя Месёй также посредством воспоминания строит повествование, функция воспоминания качественно отлична от той, которая имеет место в романе Оттлика. У Месёя воспоминание конструируется посредством ассоциативных связей, что не столько возвращает читателя на прежнюю колею, сколько уводит в качественно новые пространства и переживания.
Воспоминание как средство повествования, с одной стороны, разводит рассматриваемых нами авторов. С другой стороны, оба автора отказываются от линейного типа нарратива, ставят проблему восприятия пространства и времени, а также невозможности объективной передачи истории, что дает толчок развитию современной венгерской прозы.