XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Особенности коммуникативных интенций участников интернет-коммуникации на тему художественных выставок

Анна Михайловна Шестопалова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский городской педагогический университет

ауд.120
2018-04-17
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен коммуникативным интенциям участников интернет-коммуникации на тему художественных выставок и стратегиям их реализации у интернет-пользователей. Обращение к теории человеческой мотивации, теории речевых актов и методу контент-анализа позволило провести комплексный анализ исследуемого материала, выделить языковые единицы, указывающие на определенные коммуникативные интенции, реализующиеся в комментариях интернет-пользователей, и предложить последующее их описание.

Тезисы

Доклад посвящен анализу коммуникативных интенций участников Интернет-коммуникации на тему художественных выставок, а именно выделению и описанию стратегий реализации коммуникативных интенций в языковом поведении интернет-пользователей. Следует отметить, что проблема описания реализации коммуникативных интенций в рамках общения на тему художественных выставок не представляется достаточно изученной, так как в рамках разнообразных исследований, занимающихся изучением интернета как способа коммуникации, данная тематика не получила развитие на данный момент; также не предложено развернутой типологии коммуникативных интенций участников коммуникации, которые тесно связаны с языковым поведением носителей языка и влияют на выбор определенных языковых средств при описании художественных выставок. Обращение к теории человеческой мотивации А. Маслоу позволило предположить, что в основе коммуникативных интенций лежат определенные потребности, желания, которые индивид стремится удовлетворить. Например, в рамках интернет-коммуникации у участника коммуникации на тему художественных выставок может возникнуть желание поделиться информацией о своем опыте, стремление найти общие интересы, поддержать контакт с собеседником и др. Таким образом, можно выделить несколько типов коммуникативных интенций в рамках данных желаний участников коммуникации.
Исследование показало, что основными факторами возникновения коммуникативных интенций в рамках Интернет-коммуникации на тему художественных выставок являются потребность в принадлежности и любви, потребность в признании и потребность в самоактуализации (которая реализуется благодаря отражению в языковом поведении определенных ценностей), образующие соответствующие группы коммуникативных интенций. Обращение к теории речевых актов, методу контент-анализа и исчисления речевых актов позволило выделить определенные группы лексики, с помощью которых вербализуются коммуникативные интенции. Например, с помощью перформативных глаголов участники коммуникации на тему художественных выставок вербализуют такую коммуникативную интенцию, как рассказ о положении дел, желают поделиться информацией, так как данные глаголы показывают включенность автора сообщения в ситуацию, а именно: пользователь в момент воспроизведения высказывания осуществляет соответствующее действие, описываемое глаголом, например: Setting up the m2 Gallery for the exhibition – opening tomorrow night!!
В докладе отмечается, что обращение к вышеперечисленным методам и теориям позволяет провести комплексный анализ исследуемого материала и выделить языковые единицы, которые указывают на определенные коммуникативные интенции, вербализующиеся в контексте комментариев участников Интернет-коммуникации на тему художественных выставок.