XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Музыка Нино Рота в фильмах Федерико Феллини

Елена Джеираниевна Микеладзе
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 129
2018-04-18
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования является музыка в фильмах Ф. Феллини 1950-х —1960-х гг. Основное внимание уделяется раскрытию методов работы режиссера с музыкой в кадре, определению места музыки в кинофильмах, средствам и приемам, используемым режиссером. Предпринята попытка проследить тенденции развития в музыкальном сопровождении и изменение характера музыки в фильмах Феллини указанного периода.

Тезисы

В качестве материала исследования были взяты следующие кинокартины режиссера: «Белый шейх» («Lo Sceicco bianco») (1952); «Маменькины сынки» («I Vitelloni») (1953); «Дорога» («La Strada») (1954); «Мошенники» («Il Bidone») (1955) и т.д. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать музыкальный и инструментальный состав фильмов, а также методы работы с музыкой в кадре; охарактеризовать средства музыкальной выразительности, выделить лейтмотивы. В результате исследования можно сделать следующие общие выводы. Изменения в стилистических направлениях итальянского кинематографа не сказались на характере музыки Нино Рота. Композитор связывает мелодию с персонажем, с сюжетной линией. Таким образом, его музыка позволяет тонко воспринимать эмоциональное состояние героев. Например, в фильме «Восемь с половиной» музыкальная «цирковая тема» является одним из основных инструментов драматургии. Нино Рота подчеркивает музыкой цирковую атмосферу праздника и радости, и в то же время отмечает всю драму этого праздника.
Стоит отметить, что музыка Нино Рота может существовать отдельно от фильма. Это связано с тем, что в первую очередь он является композитором и автором опер, а уже потом композитором кино. Тем не менее блестящий творческий тандем Нино Рота и Федерико Феллини заслуживает особого внимания. Можно смело заявить, что в Рота Феллини нашел родственную душу. Двух мастеров объединяло взаимопонимание в процессе совместной работы. Как говорил Нино Рота: «Я знал, что если каких-то вещей не существует в нашем мире, это еще не значит, что их не существует в мире Федерико».