Концепты «Солнце» и «Луна» («Месяц») в русском фольклоре
Елена Николаевна Гридина
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 184
2018-04-17
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Объект исследования — концепты «Солнце» и «Луна».
Материал — русские фольклорные тексты.
Рассматриваемые космические объекты способствуют выстраиванию ориентации
человека в пространстве, а также являются важным метафорическим источником в
создании текстов разных жанров. Цикличность концепта позволяет проводить
параллель с идеей начала и конца определенного временного отрезка (Взойдет ясно
солнышко — прощай, светлый месяц).
Анализ фольклорного материала показал, что исследуемые концепты «Солнце» и «Луна» («Месяц») предполагают не только противопоставление, но и медиацию.
Тезисы
Объектом исследований в данной
работе является бинарный концепт Солнце-Луна. Луна и Солнце способствуют
выстраиванию, с одной стороны, ориентации в пространстве человека и являются
важным метафорическим источником в создании текстов разных жанров — с другой.
Основой выполняемого исследования стали русские фольклорные тексты. Познавательная деятельность часто основана на
принципе бинарного структурирования внутреннего и внешнего мира. Человеку свойственно познавать реальную действительность через бинарные оппозиции («свой-чужой», «верх-низ», «право-лево»). Наивные представления индивида подвержены влиянию существовавших
ранее, но отживших, представлений реальной действительности. Культурные
традиции этноса тесно связаны с фольклорной картиной мира (далее КМ). Ребенок
получает базовые знания об общенациональном характере посредством фольклорного
материала, основой которого являются народные стереотипы. В сознании народа солнце
отождествляется с красотой (Марфа Прекрасная что красно солнышко). В фольклорных текстах чаще
используется дериват слова — солнышко,
что подчеркивает доброжелательное отношение к объекту. Месяц (Луна) сопровождается
эпитетами «светлый», «серебряный». Гендерная принадлежность космических
объектов обычно распределяется следующим образом: Солнце мыслилось как мужское
начало, Луна характеризовалась двумя ипостасями: женской (луна) и мужской (месяц). В
текстах отмечается родственная взаимосвязь Солнца и Луны (Сын да дочь —
ясно солнце, светел месяц). Фольклорный материал фиксирует
следующие образы Солнца: «солнце — властелин», «солнце — благо» (Солнце пригреет — и все поспеет).
Светило осмысляется как объект справедливости и всепрощения (Солнце сияет на благие и злые). Луна (Месяц)
символизирует магическую силу. Образ Луны вобрал в себя как положительные, так
и отрицательные характеристики (Жизнь
как луна: то полная, то ущербная). Значимой
для наших предков является метафора «Луна — серп» (обусловлено схожей формой
месяца с орудием труда, а также народными поверьями, которые связаны с
сельскохозяйственными работами). Закономерна циклизация концептов Солнце и Луна, которая заключается в биологическом процессе смены дня и ночи.
Поэтому в славянском сознании космические объекты соотносятся с образом яйца (Птица утром кладет на край
земли золотое яйцо, а вечером
— серебряное. Одно катится по небу
днем, другое — ночью).
Цикличность позволяет проводить параллель с идеей начала и конца определенного
временного периода (Луна взошла — солнцу отдых). Анализ фольклорного материала показал, что исследуемые концепты Солнце и Луна (Месяц) предполагают не только контрастное
противопоставление (Как месяц не светит, а все
не солнышко), но и их медиацию и дополнительность.