Женщины в Гражданской войне: формирование образа защитницы революции в советском кинематографе 50-60-х гг.
Марина Сергеевна Лащенкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 2-У
2018-04-17
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования
является образ женщины, принимающей участие в Гражданской войне,
в советском кино 50-60-х гг., а именно в фильмах «Сорок первый» Г. Чухрая (1956), «Комиссар» А. Аскольдова (1967), «В
огне брода нет» Г. Панфилова (1968). Исследование проводится на основе художественно-исторического
анализа особенностей изображения защитницы революции на советском экране. Посредством
сравнения кинолент выделяется ряд черт, характерных для героинь фильмов: общая
идея и любовная трагедия, лиризм, тяга к творчеству, разноплановость и собственное отношение к войне.
Тезисы
Главными материалами для
аналитической части данного доклада являются три кинокартины, относящиеся к
50-60-м гг. двадцатого столетия — «Сорок первый» Г. Чухрая (1956), «Комиссар» А.
Аскольдова (1967), «В огне брода нет» Г. Панфилова (1968). Также нами была
привлечена кинолента «Сорок первый» Я. Протазанова (1927).
Образ защитниц революции
в трех фильмах получился разноплановым. Здесь и сочетание стойкости духа,
революционных идеалов, чувства долга, в то же время присутствует некая наивность,
открытость миру, искреннее сопереживание другим людям и ранимость. Конфликт женщины и войны у режиссеров представлен по-разному. У Чухрая он выражается через столкновение революционного долга и искренних
нежных чувств. У Аскольдова — долга материнского и долга военного. Вавилова в
фильме прежде всего натура несгибаемая. Коммунистка с головы до пят, она
борется до конца, даже если для этого
необходимо оставить своего ребенка. Трагедия героини И. Чуриковой заключается в
конфликте таланта и революции как события в целом. Авторам наиболее значительных историко-революционных
фильмов этих лет удается прикоснуться к
трагической сути времени, к реальным противоречиям и диссонансам формируемых
эпохой характеров. Это определяет стилевую устремленность многих фильмов к
напряженному психологизму и вместе с тем их резкую экспрессивную образность.