XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женщины в Гражданской войне: формирование образа защитницы революции в советском кинематографе 50-60-х гг.

Марина Сергеевна Лащенкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 2-У
2018-04-17
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования является образ женщины, принимающей участие в Гражданской войне, в советском кино 50-60-х гг., а именно в фильмах «Сорок первый» Г. Чухрая (1956), «Комиссар» А. Аскольдова (1967), «В огне брода нет» Г. Панфилова (1968). Исследование проводится на основе художественно-исторического анализа особенностей изображения защитницы революции на советском экране. Посредством сравнения кинолент выделяется ряд черт, характерных для героинь фильмов: общая идея и любовная трагедия, лиризм, тяга к творчеству, разноплановость и собственное отношение к войне.

Тезисы

Главными материалами для аналитической части данного доклада являются три кинокартины, относящиеся к 50-60-м гг. двадцатого столетия — «Сорок первый» Г. Чухрая (1956), «Комиссар» А. Аскольдова (1967), «В огне брода нет» Г. Панфилова (1968). Также нами была привлечена кинолента «Сорок первый» Я. Протазанова (1927). Образ защитниц революции в трех фильмах получился разноплановым. Здесь и сочетание стойкости духа, революционных идеалов, чувства долга, в то же время присутствует некая наивность, открытость миру, искреннее сопереживание другим людям и ранимость. Конфликт женщины и войны у режиссеров представлен по-разному. У Чухрая он выражается через столкновение революционного долга и искренних нежных чувств. У Аскольдова — долга материнского и долга военного. Вавилова в фильме прежде всего натура несгибаемая. Коммунистка с головы до пят, она борется до конца, даже если для этого необходимо оставить своего ребенка. Трагедия героини И. Чуриковой заключается в конфликте таланта и революции как события в целом.  Авторам наиболее значительных историко-революционных фильмов этих лет удается прикоснуться к трагической сути времени, к реальным противоречиям и диссонансам формируемых эпохой характеров. Это определяет стилевую устремленность многих фильмов к напряженному психологизму и вместе с тем их резкую экспрессивную образность.