47th International Philological Research Conference

Образ Византии в философско-эстетических системах Г. Флобера и Н. С. Гумилева

Ксения Сергеевна Романова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

190
2018-03-19
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Константинополь; эстетизация; мифопоэтика; амбивалентный; образный концентрат; греховность

Тезисы

В докладе анализируются художественные функции географических и мифопоэтических подробностей, связанных с образом Византии, в произведениях Г. Флобера (Flaubert) и Н. С. Гумилева. 
Константинополь, будучи городом с богатой, исполненной драматизма историей и сложной «культурной генеалогией», привлекал к себе внимание многих русских и западноевропейских писателей. С разными художественными целями был воссоздан образ Константинополя в творчестве Флобера и Гумилева.
Трагизм гумилевской «Отравленной туники» во многом соотносится с фактами биографии русского поэта, который в преображенном виде отразил в пьесе личные переживания, вызванные страстной, но неразделенной любовью к Елене Дюбуше. В трагедии показывается возможность противостояния соблазнам страсти: так, один из героев, Трапезондский царь, по-рыцарски боготворит свою возлюбленную, тем самым одухотворяя чувственное влечение. 
Хроматически насыщенный Константинополь выражает в «Искушении святого Антония» («La Tentation de Saint Antoine»), философской драме Флобера, идею цветистой бессмысленности жизни. Незамысловатый моральный вывод о греховности телесного мира облекается Флобером в красивую риторическую форму, заставляя читателя эстетически сопереживать внутренней борьбе в душе центрального персонажа. 
Сложность и многогранность образа Византии предопределяет его встроенность в разные философско-эстетические системы. В драме Флобера подразумеваемое в качестве места действия византийское пространство представляет собой образный концентрат отрицаемого главным героем феноменального мира. В пьесе Гумилева амбивалентный образ Византии отражает рефлексию автора относительно возможности индивидуального преодоления заложенной в человеке греховности.