Метафора в идиостиле С. Д. Кржижановского
Мария Станиславовна Сорока
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2017-04-19
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается роль метафоры в
формировании идиостиля С. Д. Кржижановского на материале повести «Штемпель:
Москва (13 писем в провинцию)». Описаны основные типы метафор.
Тезисы
Доклад посвящен анализу идиостиля С. Д. Кржижановского, ключевым приемом формирования которого является метафора.
Материалом для исследования послужила повесть «Штемпель: Москва (13 писем в
провинцию)» — одно из немногих произведений, опубликованных при жизни Кржижановского.
В данный сравнительно небольшой текст заложен глубокий философско-онтологический
смысл.
Актуальность работы обусловлена тем, что проза
Кржижановского мало изучена с позиций лингвистики. И, несмотря на то что
интерес к наследию писателя достаточно велик, к настоящему времени еще не было
проведено исследования в области идиостиля Кржижановского — в этом заключается
научная новизна работы. Цель исследования — описание авторского идиостиля
(системы значимых для писателя принципов организации текста), в котором
метафора является одной из базовых характеристик. Таким образом, в докладе
будет раскрыта роль метафоры в формировании идиостиля Кржижановского.
В процессе анализа мы опираемся на семантическую
теорию метафоры Н. Д. Арутюновой, понимая данное средство как способ
схватывания индивидуальности конкретного предмета или явления, передачу его
неповторимости. Организующие текст метафоры были распределены по четырем группам:
номинативные, образные, когнитивные, генерализирующие.
Художественной задачей Кржижановского является
изучение сознания «изнутри». Писатель пытается проникнуть во внутренние бездны
человеческого бытия, увидеть его закономерности и противоречия, которые
становятся явленными благодаря образам времени и пространства. Этому способствуют
преимущественно когнитивные метафоры (напр.: «Проблема материализовалась,
обступила меня тысячью каменных коробов, протянулась под подошвами тысячью
кривых и ломаных улиц…»; «Но мне уйти из своей темы — никак: я живу внутри
ее»).
В рассматриваемом тексте в первую очередь
метафоризируется пространство Москвы. «Путание» и «распутывание» — две партии
диалога, который ведется между городом и тем, кто хочет его понять и осмыслить.
Как отмечает В. Г. Перельмутер, Кржижановский пытается
узнать Москву — понять ее смыслы. А затем предает понятое — понятия — суду
образов и метафор, сращивая в своей прозе содержательную серьезность мыслей с
фабульной занимательностью, отправляет мысли в лабиринты приключений — с
выходом-развязкой. Такой эффект во многом достигается с помощью высокой
насыщенности текста метафорами-образами.