XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Средства языковой реализации персуазивного значения в речи адвоката

Екатерина Денисовна Хацко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2017-04-18
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен особенностям формирования судебного дискурса на материале речи адвоката в суде. Рассматривается понятие персуазивности, стратегии речевого воздействия и стратегии персуазивности в судебном дискурсе. Определяется спектр основных языковых средств, реализующих эффективное воздействие на адресата (персуазивность). 

Тезисы

Понятие «дискурс» является одним из центральных в современной лингвистике, дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами.
Придерживаясь типологии дискурса на основании того, на кого именно он направлен, выделяется два основных типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный) и институциональный. 
Одним из особенных типов дискурса в общей типологии является юридический, относящийся к институциональному типу дискурсов. Юридический дискурс представляет собой совокупность текстов, объединенных общей тематикой и имеющих единую концептуальную основу. В нем преобладают персуазивные стратегии и специальные тактики речевого воздействия на адресата. 
Внутри юридического традиционно выделяется судебный. В первую очередь он связан с убеждениями, где речь адвоката выделяется в особую категорию, в основе которой лежит принцип персуазивности.
Изучение персуазивности связано с особым направлением в языковедческих исследованиях, в центре которого стоят проблемы изучения процессов и методов воздействия и влияния на мышление и действия людей и на их мнения.
Персуазивность – это способ воздействия адресанта на ментальную сферу реципиента (его мнения и оценки) с целью регулирования поведения последнего в интересах адресанта.
Категорию персуазивности принято рассматривать в контексте персуазивной коммуникации, в которой выделяются два уровня: 1) общая персуазивная стратегия; 2) частные персуазивные стратегии.
Судебная речь адвоката нацелена на защиту обвиняемого независимо от того, что совершил обвиняемый, и задача адвоката найти такие доводы, чтобы восстановить справедливость и смягчить участь обвиняемого, при этом адвокаты пользуются набором профессиональных знаний, умений и навыков, которые представляют уже знакомую участникам процесса ситуацию в ином свете. Безусловно, существует формат адвокатской речи, общий план, которому он следует. Но внутри этого плана адвокат пользуется своим набором обоснований и аргументов, своими стилистическими средствами, которые позволяют ему выйти на тот уровень защиты, который позволит суду, судейской коллегии или суду присяжных встать на сторону адвоката. 
Анализ материала транскриптов текстов речей адвокатов в суде позволяет выделить средства речевого воздействия на следующих уровнях: 1) содержательно-композиционном уровне (цифровые показатели и статистический данные, цитирование, ссылки на документы и авторитетные источники, и др.), 2) коммуникативно-стратегическом уровне (тактика приписывания объекту положительных оценочных характеристик, апелляция к авторитету, апелляция к стереотипно положительным/отрицательным ценностям, тактика доказательного прессинга, тактика демонстрации осведомлённости), 3) уровне лингвистических средств (метафоры, сравнения, повторы, эллипсы, перечисления).