XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Нравоучительные басни» и «Адская почта» Ф. А. Эмина: проблема взаимодействия

Евгения Дмитриевна Кретова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2017-04-18
13:10 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен сопоставлению двух произведений Ф. А. Эмина: сборника «Нравоучительные басни» (1764) и сатирического журнала «Адская почта» (1769). Цель анализа — доказать, что между этими произведениями существует связь как на тематическом, так и на композиционном уровне. Это в очередной раз подтверждает тезис, согласно которому творчество Эмина, несмотря на жанровое разнообразие, обладает некоторым внутренним единством.

Тезисы

1. Творчество Федора Александровича Эмина (1735—1770) чрезвычайно разнообразно и занимает важное место в русской литературе XVIII в. К сожалению, до сих пор не ставился вопрос о единстве литературной позиции этого автора. Изучая произведения Эмина, исследователи предпочитали жанровый подход и таким образом оставляли без внимания взаимосвязи между текстами разных типов. Между тем такие связи есть, и это заставляет обратиться к вопросу о внутреннем единстве творчества Эмина.
2. Безусловные параллели прослеживаются между сборником «Нравоучительные басни» (1764) и сатирическим журналом «Адская почта» (1769): начиная от тематического сходства и заканчивая общими композиционными принципами. Так, черти и бесы появляются в качестве персонажей уже в некоторых баснях Эмина («Черт и старуха», «Черт, сатана и целовальник», «Дружество, любовь и политика»), за пять лет до того, как тема ада будет использована в журнале. В баснях присутствует целый ряд сатирических мотивов, которые впоследствии будут гораздо более ярко выражены в «Адской почте». Невежество, лесть, лицемерие, ревность и супружеская измена — это лишь некоторые из тем, общих и для басенного сборника, и для сатирического журнала. Важным оказывается и то, что оба произведения, несмотря на жанровые различия, в конечном итоге выполняют дидактическую функцию. Нравоучительный смысл при этом умело соединяется с формой короткого занимательного рассказа: будь то басня или фрагмент переписки Хромого беса с Кривым. Отдельные письма, составляющие журнал, напоминают басни своим содержанием и построением, а иногда даже содержат ёмко сформулированную мораль.
3. Все это дает основания для сопоставления «Нравоучительных басен» и «Адской почты», а также позволяет сделать вывод о том, что, создавая сатирический журнал, Эмин учитывал свой опыт баснописца точно так же, как в свое время при составлении сборника басен использовал приемы и темы, освоенные им при написании романов. Таким образом, мы находим еще одно подтверждение того, что творчество Эмина обладает некоторым внутренним единством.