«Детские места» деревни Белощелье
Алина Александровна Игнатенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-19
12:40 -
13:05
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию факторов,
оказывающих влияние на формирование детских групп, совместно проводящих
свободное время, и взаимодействие между ними. Для этого рассматривается организация
«досуговых
мест» жителей деревни Белощелье (Архангельская область), сведения о которых
были получены в ходе полевого исследования. Основное внимание в докладе уделяется
«детским местам». В результате был сделан вывод о том, что посещение
«досуговых мест» детьми, проживающими в деревне, зависит от возрастного, родственного и личностного
факторов, а также от расположения самого «места».
Тезисы
Доклад посвящен описанию факторов,
оказывающих влияние на формирование детских групп, совместно проводящих
свободное время, и взаимодействие между ними. Для этого рассматривается
организация «досуговых мест» жителей деревни Белощелье (Лешуконский район,
Архангельская область), сведения о которых были получены в ходе полевого
исследования в июле 2016 г.
Основное внимание в докладе уделяется именно «детским местам»: в летний период в деревне Белощелье многолюдно, и дети составляют существенную часть жителей. В результате включенного полевого наблюдения на этих площадках стало возможным записать многие жанры детского фольклора, такие как: детские игры, считалки, магический этикет, мифологические рассказы, сказки. Интервью с детьми разного возраста (от 6 до 16 лет) позволили понять то, как организовано детское сообщество в деревне летом.
В своей работе я разделила все «места досуга» на общедоступные и «скрытые», существование которых не принято обсуждать. По моим наблюдениям и по мнению местных жителей, основным местом общения детей является детская площадка, поэтому большая часть материала была собрана именно там. Благодаря своему расположению и конструкции, она, оставаясь у всех на виду в центре деревни, тем не менее представляет собой автономный детский мир, не контролируемый взрослыми напрямую. Таким образом, площадка — это единственное «досуговое место» в деревне, являющееся одновременно как официальным, так и скрытым «местом», объединяющим все детские группы.
В результате было выяснено, что посещение «досуговых мест» детьми, проживающими в деревне, зависит от возрастных, родственных, личностных и коммуникативных (включающего в себя критерии общения и дружбы) факторов, а также от расположения самого «места».
Основное внимание в докладе уделяется именно «детским местам»: в летний период в деревне Белощелье многолюдно, и дети составляют существенную часть жителей. В результате включенного полевого наблюдения на этих площадках стало возможным записать многие жанры детского фольклора, такие как: детские игры, считалки, магический этикет, мифологические рассказы, сказки. Интервью с детьми разного возраста (от 6 до 16 лет) позволили понять то, как организовано детское сообщество в деревне летом.
В своей работе я разделила все «места досуга» на общедоступные и «скрытые», существование которых не принято обсуждать. По моим наблюдениям и по мнению местных жителей, основным местом общения детей является детская площадка, поэтому большая часть материала была собрана именно там. Благодаря своему расположению и конструкции, она, оставаясь у всех на виду в центре деревни, тем не менее представляет собой автономный детский мир, не контролируемый взрослыми напрямую. Таким образом, площадка — это единственное «досуговое место» в деревне, являющееся одновременно как официальным, так и скрытым «местом», объединяющим все детские группы.
В результате было выяснено, что посещение «досуговых мест» детьми, проживающими в деревне, зависит от возрастных, родственных, личностных и коммуникативных (включающего в себя критерии общения и дружбы) факторов, а также от расположения самого «места».