Стилистически окрашенная лексика в лирике А. К. Толстого
Екатерина Юрьевна Кожушная
Докладчик
студент 5 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Екатерина Николаевна Прудникова
Докладчик
студент 5 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
171
2017-04-18
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования — выявление
особенностей функционирования стилистически окрашенной лексики в лирике А. К.
Толстого. Рассмотрены функции высокой и
сниженной лексики, выявлены особенности
её употребления. В ходе исследования были выделены четыре основные
группы стилистически маркированной лексики, каждая из которых выполняет
определённые эстетические функции. Новизна работы заключается в том, что поэтическое наследие Толстого ранее не было исследовано с этой точки зрения.
Тезисы
В результате исследования лирики А. К. Толстого было выделено несколько тем, особенности авторской трактовки которых подразумевают включение в поэтических текст лексем, по данным «Словаря современного русского литературного языка» в 17 т. (в дальнейшем — БАС), как высокого, так и низкого стиля. Прежде всего, это тема поэта и поэзии:
Меня, во мраке и в пыли / Досель влачившего оковы, / Любови крылья вознесли/ В отчизну пламени и слова. И с горней выси я сошел.. И слышу я, как разговор / Везде немолчный раздается… С любовью в тверди голубой…(«Меня, во мраке и в пыли…»).
По данным БАС, выделенные лексемы имеют словарные пометы высок.
По данным БАС, выделенные лексемы имеют словарные пометы высок.
Любовно-восторженное отношение к Родине Толстой выражает с помощью высокой лексики:
Я там мечтою чистой, безмятежной / Был озарен…
Лексема озарен в БАС помечена как высокая.
Я там мечтою чистой, безмятежной / Был озарен…
Лексема озарен в БАС помечена как высокая.
В пейзажной лирике поэт делает много красочных описаний природы, почтительное, преклоненное отношение к окружающему прекрасному миру воплощается через функционирование лексем, стилистически маркированных как высокие. Активно Толстой использует высокие лексемы в любовной лирике.
Просторечная лексика зачастую употребляется Толстым с целью стилизации под народную речь.:
И не смотрит по сторонушкам, А знай прет вперед, напролом идет… И те очи у него разбегаются; И кажись, хорошо, а лучше есть, А и худо, кажись, не без доброго («Хорошо, братцы, тому на свете жить…»).
В приведенном примере с помощью такого обилия просторечий (знай, прет, напролом, разбегаются, кажись) Толстой передает истинно русскую широкую натуру.
И не смотрит по сторонушкам, А знай прет вперед, напролом идет… И те очи у него разбегаются; И кажись, хорошо, а лучше есть, А и худо, кажись, не без доброго («Хорошо, братцы, тому на свете жить…»).
В приведенном примере с помощью такого обилия просторечий (знай, прет, напролом, разбегаются, кажись) Толстой передает истинно русскую широкую натуру.
Интересно и использование просторечий в любовной лирике Толстого:
Ты не спрашивай, не распытывай, / Умом-разумом не раскидывай: / Как люблю тебя, почему люблю, / И за то ли люблю, и надолго ли! («Кабы знала я, кабы ведала»)
При помощи просторечных лексем распытывать, раскидывать поэту удается передать искренность и глубину своего переживания. Разговорная лексика применяется поэтом для образной передачи живой разговорной речи:
И все люди его корят, бранят: «Ишь идет, мол, озирается! / Ишь стоит, мол, призадумался!» («Хорошо, братцы, тому на свете жить…»).
Ты не спрашивай, не распытывай, / Умом-разумом не раскидывай: / Как люблю тебя, почему люблю, / И за то ли люблю, и надолго ли! («Кабы знала я, кабы ведала»)
При помощи просторечных лексем распытывать, раскидывать поэту удается передать искренность и глубину своего переживания. Разговорная лексика применяется поэтом для образной передачи живой разговорной речи:
И все люди его корят, бранят: «Ишь идет, мол, озирается! / Ишь стоит, мол, призадумался!» («Хорошо, братцы, тому на свете жить…»).
Лексемы корят, бранят с пометой разг. передают непосредственность живого разговора, обладают отрицательной оценкой.
Итак, проанализировав лирику Толстого с точки зрения стилистического расслоения лексики, можно заключить, что стилистически маркированные лексемы органически вплетаются в поэтический текст, наполняют его новыми оттенками значений и обогащают словарь писателя.