Экспериментальное исследование семантики: субъективные оценки и контекстная сочетаемость
Ольга Игоревна Пилатова
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2017-04-20
16:10 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Целью исследования является выявление семантической информации, доступной слушающему при восприятии речи. Участники эксперимента получали задание записать существенные признаки каждого из 10 понятий, выраженных существительными русского языка («собака», «рубашка», «дверь» и др.). В докладе представлены ранжированные по частоте списки признаков для каждого из понятий. Полученные в эксперименте данные сопоставлены с тем, в каких контекстах слова-стимулы обычно употребляются в устной речи.
Тезисы
В докладе представлены результаты экспериментального исследования содержания понятий, целью которого являлось получение сведений о семантической информации, релевантной для распознавания речевого сигнала.
Участники психолингвистического эксперимента (90 носителей русского языка) должны были записать существенные признаки каждого из 10 конкретных понятий: «собака», «рубашка», «человек», «книга», «ребёнок», «кровать», «дверь», «деньги», «купальник» и «ножницы».
Первичная обработка данных заключалась в подсчёте частоты встречаемости различных признаков для каждого из понятий. Исходя из наблюдаемых особенностей ответов, а также с целью максимально объективного представления полученных данных в качестве главных критериев группировки признаков были выбраны следующие: 1) разделение ответов на составляющие их отдельные признаки (как правило, выраженные той или иной лексемой) и 2) ориентация на корневые морфемы лексем и словоформ, использованных при обозначении признаков. Таким образом, ответ типа «его воспитывают родители» (для понятия «ребенок») был отнесён и в группу «родители», и в группу «воспитание». Признаки «игра», «играет», «любит играть», «игрушки» и т.п. были объединены, а признаки с различными корнями, даже близкие по значению (например, «интересная и увлекательная для понятия книга»), попадали в разные группы.
Были составлены ранжированные по частоте списки признаков для каждого из понятий и проведено их сравнение с данными ассоциативного и толкового словарей. Полученные списки признаков отличаются по структуре и содержанию от набора свободных ассоциаций и от словарных определений. С одной стороны, их можно квалифицировать как семантические ассоциации, т. к. семантическая информация в условиях речи не может быть передана иначе, чем с помощью тех лексических единиц, которые связаны с понятием такими отношениями, которые характеризуют его значение. С другой стороны, выявленные существенные признаки можно интерпретировать как описание типичного представителя понятия, включающее и перечисление типичных вариантов признаков по некоторым параметрам.
Анализ контекстов употребления исследуемых понятий в устной речи показал, что большинство частотных признаков, полученных в эксперименте, обнаруживаются среди ближайшего лексического окружения этих понятий, что свидетельствует в пользу возможности актуализации зафиксированных в эксперименте семантических связей при распознавании естественной речи.