XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Экфрасис в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус»

Полина Дмитриевна Шульга
Докладчик
студент 3 курса
Кубанский государственный университет

190
2017-04-20
14:10 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Объектом исследования является экфрасис гравюр А. Дюрера «Апокалипсис» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус». Обилие смысловых ключей и аллюзий, характерное для литературы начала ХХ в., заставляет особенно тщательно вглядываться в текст романа, анализируя мельчайшие детали повествования. Настойчивое упоминание работ Дюрера в контексте описания рассказчиком фуги «Апокалипсис», созданной главным героем произведения — композитором Леверкюном, не может не привлечь внимание читателя. Цель доклада — раскрыть роль и значение экфрасиса в данном романе.

Тезисы

Поднимая тему экфрасиса в данном произведении, невозможно обойти и широкий круг аллюзий, приводимых автором для раскрытия темы оратории, созданной главным героем произведения. Одна из первых, наиболее ярких и очевидных — аллюзия на библейское «Откровение» Иоанна. Именно на основе этого сюжета создается и серия гравюр Дюрера, и произведение Леверкюна. Широта смысловых параллелей между «Апокалипсисом» Леверкюна и «Апокалипсисом» Дюрера поражает, поэтому, для большей системности изложения, мы считаем необходимым разграничить поля взаимодействия произведения с экфрасисом на субъективный и объективный планы, где субъективный план — мотивы, связанные с личностными характеристиками главного героя романа, а объективный — мотивы, связанные с внешними по отношению к авторам событиями.
Если говорить о субъективном плане, то толкование критиками гравюр Дюрера выводит нас на смысловую параллель между ним и образом Адриана Леверкюна, который на протяжении всего романа сочетает мистический дух Кайзерсашерна и рационализм эпохи. Сочетание мистицизма и рационального, объективного начала характерные для гравюр Дюрера сближают не только образ главного героя романа и самого живописца, но и их творческие методы. Близость мировосприятия Дюрера и Леверкюна отражается и в построении их произведений. Так, оба художника ассоциируют себя с Иоанном, привнося особенный субъективизм в предмет изображения. Раскрывая парадигму смыслов при анализе субъективного плана, мы пришли к схеме: Иоанн — Дюрер — Гете — Манн. Экфрасис является точкой соприкосновения и реализации этих идейных планов, приводя читателя к раскрытию главного мотива произведения: соотношения искусства и духовности, с которым переплетается и еще один важнейший для данных произведений мотив – мотив ада.
Стоит сказать и об объективном плане связи данного экфрасиса и романа. Как главный герой «Фаустуса» (и Т. Манн), так и сам Дюрер создавая свои произведения находились на рубеже глобальных общественных потрясений. Таким образом, экфрасис в романе имплицитно поднимает глубочайшие пласты информации, позволяет более полно раскрыть характер главного героя, ярче отразить кризис эпохи, провести впечатляющие параллели со знаковыми событиями в культурной и исторической жизни мира.