«Взбаламученый романист» и литературное поле в 60-е гг. XIX в.
Мария Александровна Петровских
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-18
17:10 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрено место романа А. Ф. Писемского «Взбаламученное море» в контексте журнальной полемики 1860-х гг. На материале четырех критических статей о «Взбаламученном море» реконструированы принципы оценки романа в
зависимости от значимых эстетических и программных установок журналов и проведен разбор
текста в соответствии с ними. Благодаря этому можно определить место в «поле литературы» (П. Бурдье) как самих
журналов (в соответствии с их оценками «Взбаламученного моря»), так и автора
романа с соответствующей эстетической программой.
Тезисы
Роман
А. Ф. Писемского «Взбаламученное море», опубликованный в 1863 году,
стал заметным событием в литературной жизни и причиной громкого литературного
скандала. Сам Писемский оценивал его как лучшее свое сочинение, однако
литературная критика самых разных направлений (от М. А. Антоновича до
А. А. Григорьева) окрестила «Взбаламученное море» катастрофическим
провалом. Подобное единодушие критиков в 60-е гг. XIX века — десятилетия разнообразных
литературных, политических и философских течений, множества новых произведений
и споров о них — заслуживает внимания: необходимо обратиться не только к самому
роману, но и к тому, как он был воспринят в контексте журнальной полемики.
Поле критики обладает своей структурой, которая определяется отношениями
между различными критическими группами. Интерпретируя литературный текст,
выделяя в нем значимые категории, критики борются за позиции в литературном
поле и за право его структурировать. В связи с этим
представляются важными реконструкция принципов оценки романа в зависимости от
значимых эстетических и программных установок журналов и разбор текста в
соответствии с ними. Благодаря критическим статьям можно определить место в
«поле литературы» (П. Бурдье) как самих журналов (в соответствии с их
оценками «Взбаламученного моря»), так и автора романа с соответствующей
эстетической программой.
Материалом
для исследования послужат статьи В.А. Зайцева в
журнале «Русское слово» (1863), Е. Н. Эдельсона в «Библиотеке для
чтения» (1863), анонимный отзыв в журнале «Отечественные записки» (1863) и
отзыв М. А. Антоновича в журнале «Современник» (1864), а также сам
роман. В отзывах могут быть отмечены значимые для критиков эстетические
категории, которые сопоставляются с их отражением в тексте «Взбаламученного
моря». Анализ статей будет проведен с учетом специфики
эстетических и идеологических установок как редакций журналов, так и авторов
статей (подобный подход был использован в работах Г. В. Зыковой
«Поэтика русского журнала», 2005 и М. С. Макеева «Некрасов: поэт и предприниматель»,
2009) и самого Писемского Это позволит,
с одной стороны, более полно изучить рецепцию романа «Взбаламученное море» и
определить его место в контексте эстетики 60-х годов, а с другой — дополнить
картины журнальной полемики десятилетия и литературных позиций отдельных