О важности диахронического подхода при фонологической интерпретации современного русского безударного вокализма
Маргарита Вадимовна Спиричева
Докладчик
аспирант
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
195
2017-04-19
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе
обосновывается необходимость диахронического подхода к проблеме фонологической
трактовки конечных гласных после мягких согласных в открытых безударных слогах.
Анализ изменений, которые привели к современному состоянию (возникновение иканья,
переход /е/>/o/>/a/ в
безударных слогах), позволит более адекватно взглянуть на динамику современного
состояния системы.
Тезисы
В существующих
фонетических описаниях приводятся различные характеристики тембра конечных
безударных гласных после мягких согласных
– и-образный, е-образный или æ-образный.
Вопрос о фонологическом статусе таких гласных решается с опорой на одну из двух априорных предпосылок: а) для современного русского литературного произношения характерно иканье; б) в заударных слогах ведущую роль играет морфологический фактор. Первая заставляет трактовать все заударные гласные после мягких согласных как /i/, вторая предполагает учет аналогического влияния флексий и суффиксов с ударным гласным (няня /n’an’а/ как земля /z’iml’a/, глядя /gl’ad’а/ как галдя /gald’a/ и т.п.).
Более адекватно оценить динамику современной фонетической системы в области безударного вокализма поможет диахронический подход, который позволит проследить, какие фонологические изменения привели к современному состоянию. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
1. Иканье следует рассматривать как результат совпадения этимологических фонем /е/ и /i/ с /i/, а не как синхронический фонетический закон, действующий в настоящее время без исключений и допускающий только произношение [i] в безударных слогах после мягких согласных. Иканье, первые отражения которого на письме относятся к XVII в., развилось из еканья, являющегося в свою очередь результатом совпадения /a/ и /e/ (/а/ > /e/) после мягких согласных.
2. Московские памятники XVII в. также отражают переход /е/ > / o/ > /a/. В русских говорах переход /е/ > /о/ мог происходить не только под ударением, но и в тех безударных позициях, где это, в частности, поддерживалось морфологической аналогией, например, во флексии им. ед. у существительных ср. рода (ср. окно /okno/ - море /mor’o/). В процессе замены оканья аканьем в московском говоре, т. е. при наложении аканья на оканье, /o/ в таких случаях заменялось на /a/ (/mor’o/>/mor’a/).
Анализируя современное состояние безударного вокализма, следует исходить из возможности сохранения /a/ в позициях, в которых происходил переход /е/ > /o/. В XX в. произношение, свидетельствующее о наличии /a/ во флексиях после мягких согласных, наблюдалось А. А. Шахматовым, а также Р. И. Аванесовым в речи старшего поколения.
Исследование поддержано грантом РНФ № 16-18-02042
Вопрос о фонологическом статусе таких гласных решается с опорой на одну из двух априорных предпосылок: а) для современного русского литературного произношения характерно иканье; б) в заударных слогах ведущую роль играет морфологический фактор. Первая заставляет трактовать все заударные гласные после мягких согласных как /i/, вторая предполагает учет аналогического влияния флексий и суффиксов с ударным гласным (няня /n’an’а/ как земля /z’iml’a/, глядя /gl’ad’а/ как галдя /gald’a/ и т.п.).
Более адекватно оценить динамику современной фонетической системы в области безударного вокализма поможет диахронический подход, который позволит проследить, какие фонологические изменения привели к современному состоянию. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
1. Иканье следует рассматривать как результат совпадения этимологических фонем /е/ и /i/ с /i/, а не как синхронический фонетический закон, действующий в настоящее время без исключений и допускающий только произношение [i] в безударных слогах после мягких согласных. Иканье, первые отражения которого на письме относятся к XVII в., развилось из еканья, являющегося в свою очередь результатом совпадения /a/ и /e/ (/а/ > /e/) после мягких согласных.
2. Московские памятники XVII в. также отражают переход /е/ > / o/ > /a/. В русских говорах переход /е/ > /о/ мог происходить не только под ударением, но и в тех безударных позициях, где это, в частности, поддерживалось морфологической аналогией, например, во флексии им. ед. у существительных ср. рода (ср. окно /okno/ - море /mor’o/). В процессе замены оканья аканьем в московском говоре, т. е. при наложении аканья на оканье, /o/ в таких случаях заменялось на /a/ (/mor’o/>/mor’a/).
Анализируя современное состояние безударного вокализма, следует исходить из возможности сохранения /a/ в позициях, в которых происходил переход /е/ > /o/. В XX в. произношение, свидетельствующее о наличии /a/ во флексиях после мягких согласных, наблюдалось А. А. Шахматовым, а также Р. И. Аванесовым в речи старшего поколения.
Исследование поддержано грантом РНФ № 16-18-02042