Нарративы Великорецкого крестного хода: легенды и чудеса
Екатерина Владимировна Колеватова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2017-04-18
12:40 -
13:05
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрены рассказы о Великорецком крестном ходе, собранные в ходе фольклорной практики в городе Кирове летом 2016 г. Материалы исследования были получены в результате интервью с постоянными участниками крестного хода, а также с людьми, которые принимали участие в Великорецком крестном ходе в первый раз. На основе полученных устных рассказов, примет, легенд и чудес были выявлены характерные черты нарративов о крестном ходе и проанализирована их специфика.
Тезисы
В ходе фольклорной практики
в городе Кирове летом 2016 г. мною было проведено полевое исследование. Я
собирала рассказы участников Великорецкого крестного хода. Великорецкий
крестный ход — один из крупнейших крестных ходов в России, который проходит
ежегодно с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца с 3 по
8 июня. По бытующим среди участников представлениям, крестный ход известен с
начала XV века. Великорецкий крестный ход окружён множеством легенд и преданий,
однако фольклористами этот материал не был ни записан, ни опубликован. По этой
причине я решила провести полевое исследование, предметом которого стали в
основном устные рассказы о чудесах Великорецкого хода.
В ходе его мне удалось собрать довольно много устных нарративов. Моими информантами были люди, которые приняли участие в крестном ходе в первый раз, а также постоянные участники крестного хода. Среди опрошенных мною информантов в общей сложности 19 человек возрастом от 10 до 61 года: 9 информантов мужского пола и 10 женского. В общей сложности получилось 13 интервью, общая длительность которых составила 13 часов. В ходе интервью я задавала информантам вопросы об их впечатлениях о крестном ходе, о самом пути и его тяготах, физических и моральных, о купании в купели по пути следования, об удивительных явлениях природы, но особенно меня интересовали события, которые поразили информантов и которые с их точки зрения являются чудесами.
В результате моего исследования я пришла к следующим выводам:
1) Мои собеседники нуждаются в том, чтобы поделиться сложившимися в результате паломничества рассказами. Многие участники крестного хода обратились ко мне с личной инициативой дать интервью и поделиться своими впечатлениями и своим религиозным опытом;
2) Нарративы, которые я собрала, рассказываются с определённой целью: это не только передача религиозного опыта, но и вовлечение слушателя в православную культуру, призыв отправиться в крестный ход в следующем году;
3) Участники крестного хода интерпретируют чудеса по-своему, называя «чудом» изменения, произошедшие в их внутреннем мире (достижение душевной лёгкости и отрешённости от рутины). В то же время редкие природные явления и совпадения, которые постороннему наблюдателю могли бы показаться удивительными и чудесными, мои информанты считают «естественными», не относя их к «чудесам»;
4) Многие участники крестного хода, независимо от их возраста или степени религиозности, характеризуют различные события крестного хода схоже, что свидетельствует о наличии общего дискурсивного фонда для выражения религиозного опыта, которое объединяет информантов.
В ходе его мне удалось собрать довольно много устных нарративов. Моими информантами были люди, которые приняли участие в крестном ходе в первый раз, а также постоянные участники крестного хода. Среди опрошенных мною информантов в общей сложности 19 человек возрастом от 10 до 61 года: 9 информантов мужского пола и 10 женского. В общей сложности получилось 13 интервью, общая длительность которых составила 13 часов. В ходе интервью я задавала информантам вопросы об их впечатлениях о крестном ходе, о самом пути и его тяготах, физических и моральных, о купании в купели по пути следования, об удивительных явлениях природы, но особенно меня интересовали события, которые поразили информантов и которые с их точки зрения являются чудесами.
В результате моего исследования я пришла к следующим выводам:
1) Мои собеседники нуждаются в том, чтобы поделиться сложившимися в результате паломничества рассказами. Многие участники крестного хода обратились ко мне с личной инициативой дать интервью и поделиться своими впечатлениями и своим религиозным опытом;
2) Нарративы, которые я собрала, рассказываются с определённой целью: это не только передача религиозного опыта, но и вовлечение слушателя в православную культуру, призыв отправиться в крестный ход в следующем году;
3) Участники крестного хода интерпретируют чудеса по-своему, называя «чудом» изменения, произошедшие в их внутреннем мире (достижение душевной лёгкости и отрешённости от рутины). В то же время редкие природные явления и совпадения, которые постороннему наблюдателю могли бы показаться удивительными и чудесными, мои информанты считают «естественными», не относя их к «чудесам»;
4) Многие участники крестного хода, независимо от их возраста или степени религиозности, характеризуют различные события крестного хода схоже, что свидетельствует о наличии общего дискурсивного фонда для выражения религиозного опыта, которое объединяет информантов.