Советский плакат 1920-х гг. как объект лингвистического анализа
Цзин Янь
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Парк современной скульптуры СПбГУ
2017-04-17
15:00 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются лингвостилистические средства советского плаката 1920-х гг. («Окна РОСТА» В. Маяковского, конструктивистские плакаты и др.): фонетические (рифма, звуковые повторы, ритмическая организация фразы), лексические (гипербола), синтаксические (инверсия, обособление и др.). Ставится вопрос о специфике ранних советских плакатов как объекта лингвистического исследования.
Тезисы
В последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к теме
советского плаката, в том числе в лингвистике (М. Б. Ворошилова, К. Вашик). Плакаты и афиши как креолизованный текст изучает, в
частности, К. А. Иванова. Особенностью данных работ является то, что в них рассматриваются в
основном плакаты эпохи Великой Отечественной войны, либо русские плакаты сопоставляются с американскими, французскими или немецкими. Внимание
лингвистической стороне плакатов 1920-х гг. уделяется крайне мало, хотя
советский плакат этого периода оказал влияние на современный рекламный дискурс.
В докладе мы сосредоточимся на наиболее ярких стилистических средствах плаката 1920-х гг. Будет проводиться анализ используемых в плакате лингвостилистических средств.
Эпоха 20-х гг. характеризуется скоростью происходящих перемен (окончание Гражданской войны, переход к новой экономической политике, период восстановления, год «Великого перелома»), развитием экономики и техники, а также значительными социальными сдвигами. Этим обусловливается обилие плакатных тем и визуальных образов. Однако несмотря на тематическое разнообразие плакатов, у них есть ряд общих особенностей (гиперболы, инверсии, неологизмы и др.). Благодаря применению одних и тех же лингвостилистических средств, плакат 1920-х гг. легко идентифицируется.
Так, в авангардном плакате конструктивистов визуальная сторона коррелирует с ритмической организацией текста (работы Г. Г. Клуциса, А. М. Родченко, Эль Лисицкого). В "Окнах РОСТА" В. В. Маяковского наблюдается совмещение фонетических и лексических средств: рифма и повторы сопровождаются гиперболой.
Также нами будет рассмотрена связь обозначенных приемов с идеологической функцией плаката.
В докладе мы сосредоточимся на наиболее ярких стилистических средствах плаката 1920-х гг. Будет проводиться анализ используемых в плакате лингвостилистических средств.
Эпоха 20-х гг. характеризуется скоростью происходящих перемен (окончание Гражданской войны, переход к новой экономической политике, период восстановления, год «Великого перелома»), развитием экономики и техники, а также значительными социальными сдвигами. Этим обусловливается обилие плакатных тем и визуальных образов. Однако несмотря на тематическое разнообразие плакатов, у них есть ряд общих особенностей (гиперболы, инверсии, неологизмы и др.). Благодаря применению одних и тех же лингвостилистических средств, плакат 1920-х гг. легко идентифицируется.
Так, в авангардном плакате конструктивистов визуальная сторона коррелирует с ритмической организацией текста (работы Г. Г. Клуциса, А. М. Родченко, Эль Лисицкого). В "Окнах РОСТА" В. В. Маяковского наблюдается совмещение фонетических и лексических средств: рифма и повторы сопровождаются гиперболой.
Также нами будет рассмотрена связь обозначенных приемов с идеологической функцией плаката.