Bad или не bad — вот в чем вопрос! К аксиологической составляющей концепта «bad taste»
Екатерина Евгеньевна Курова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
120
2017-04-21
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
В
докладе изложены результаты исследования ценностной составляющей концепта «bad taste». Методологической основой послужила теория триады
компонентов концепта, выдвинутая В. И. Карасиком, и гипотеза В. З. Демьянкова об
опорном концепте как семантическом фокусе дискурса. В качестве материала использованы аутентичные англоязычные тексты, опорным концептом
которых является «bad taste», и их переводы на русский язык. Приведены обобщенные данные количественного и качественного анализа
результатов ассоциативного эксперимента с участием 300 респондентов.
Тезисы
Ценностный принцип — фундамент
культуры. Особой функцией эстетической оценки является ценностная предметность,
то есть, по Ю. В. Мещеряковой, «способность объекта быть значимым для человека»,
которая отражается и в языковом сознании, и в коммуникативном поведении людей, порождая
субъективную интерпретацию ценности – сравнение оцениваемого с неким идеалом
или эквивалентом. Применительно к плохому эстетическому вкусу таким эталоном
выступает вкус хороший.
В данном исследовании термин «bad taste» эксплицирует следующая словарная дефиниция: «Poor, indelicate, or undiscriminating judgement,
especially with regard to what is aesthetically pleasing, polite, socially
appropriate, or fashionable; (hence) something which results
from or embodies this» [Oxford
Dictionaries].
Примеры употребления концепта
взяты из англоязычных научно-популярных
публицистических текстов об актуальных проблемах современного искусства и
теории культуры, таких как «Avant-guarde and kitch»
К. Гринберга, «Notes On "Camp"» C. Зонтаг и т. п.
Выбор текстов
определен их репрезентативностью: в них содержатся ценные идеи, как
укоренившиеся в народном сознании, так и забытые, искаженные или получившие
новую неожиданную интерпретацию. Целью данного исследования является
систематизация этих идей и формирование
упорядоченного представления о ценностной составляющей концепта «bad taste», создание классификации значений
этого концепта.
Исследование проводилось в русле
функционально-семантического подхода (Н. Д. Арутюнова, Е. М. Вольф). В работе использованы
следующие методы: когнитивно-дискурсивный анализ, контекстуальный анализ, сопоставительный
анализ с учетом лингвокультурной парадигмы, количественный анализ.
В
результате проведенного анализа аксиологической составляющей концепта «bad taste» мы выделили следующие аспекты:
1. плохой вкус нередко связывают с его популярностью у части населения с низким уровнем образованности (popular, mass-level, smth. that accedes to the wishes of the masses);
2. плохой вкус — в некотором смысле продукт индустриальной революции, нечто ненатуральное, неестественное (artificial, 1. simulacra, imitation, faked sensations);
3. о плохом вкусе свидетельствует массовость производства того или иного продукта (1. commercial, consumption, slick and pulp fiction, Hollywood movies, magazine covers, rotogravure sections, calendar girls);
4. плохой вкус суть нежелание или невозможность сделать над собой усилие и выбрать нечто лучшее ([Kitsch]pretends to demand nothing of its customers except their money – not even their time; enjoy without effort).
1. плохой вкус нередко связывают с его популярностью у части населения с низким уровнем образованности (popular, mass-level, smth. that accedes to the wishes of the masses);
2. плохой вкус — в некотором смысле продукт индустриальной революции, нечто ненатуральное, неестественное (artificial, 1. simulacra, imitation, faked sensations);
3. о плохом вкусе свидетельствует массовость производства того или иного продукта (1. commercial, consumption, slick and pulp fiction, Hollywood movies, magazine covers, rotogravure sections, calendar girls);
4. плохой вкус суть нежелание или невозможность сделать над собой усилие и выбрать нечто лучшее ([Kitsch]pretends to demand nothing of its customers except their money – not even their time; enjoy without effort).