«Баня топится-топится»: к вопросу о коммуникативной функции бани
Евгения Михайловна Красавина
Докладчик
201
2017-04-18
13:30 -
13:55
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлен результат анализа нарративов о банной традиции на Русском Севере и мифологических представлений о бане, записанных в Лешуконском районе Архангельской области в ходе фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ 2009–2016 гг. Материалом исследования стали рассказы современных деревенских жителей о строительстве и устройстве бани, о «банных правилах» и приметах, а также о бане как о специфической коммуникативной площадке: в ситуации родов, мытья детей, магических актов и передачи магического знания.
Тезисы
В ходе фольклорно-антропологических
экспедиций СПбГУ в 2009–2016 гг. в Лешуконском районе Архангельской области
было записано большое количество нарративов деревенских жителей о практиках,
связанных с баней. На основании этих материалов можно утверждать, что баня в
северно-русской традиции воспринимается одновременно и как пространство
"пользы" (мытье в бане считается наиболее действенным способом снять
усталость, вылечить почти любую болезнь), и как опасное, чужое (необходимо
проситься зайти в баню у ее духа-хозяина — баянника и т. д.). А. Г. Бобров, изучавший банную традицию на материалах древнерусской литературы,
писал, что баня является «местом перехода из обыденной реальности в
метафизический «волшебный мир». Попадая в баню, человек вступает в иное
пространство, по отношению к пространству обыденному.
В докладе представлены ситуации, в которых баня выступает не как
место для мытья, но как «иное» пространство. В ходе анализа рассказов
деревенских жителей о бане, было замечено, что пространство бани имеет две
основные функции: практическую и коммуникативную. С практической точки зрения,
баня — это место, где моются, где принимают роды и лечат, чем в доме. С другой
точки зрения, пространство бани — интимное, сокровенное. Соответственно, и общение между людьми
в бане отличается особой доверительностью, но оно же недоступно для окружающих — в бане скрываются от любопытствующих. Так, один информант рассказал
нам, как в советское время один из жителей пригласил соседа в баню, чтобы тайно
предупредить его об угрозе раскулачивания. Тема такого взаимодействия людей в бане представлена в лирических песнях и частушках,
где баня оказывается топосом интимных отношений. В обрядовой ситуации
пространство бани воспринимается как место взаимодействия с «иным» миром.
Об этом свидетельствуют многочисленные записи обряда «свадебной бани»,
бытующего на Русском Севере. В бане общаются с духами-хозяевами и своими
усопшими родственниками. Здесь совершают магические действия и гадают девушки
на святках.
Таким образом, баня — это и топос традиционного фольклора, и особая
площадка коммуникации — интимной, доверительной, ритуальной, магической,
метафизической.