Русский нуар как литературное явление: особенности поэтики
Элина Витальевна Пономарева
Докладчик
студент 4 курса
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
188
2017-04-20
18:50 -
19:10
Ключевые слова, аннотация
Исследование
посвящено поэтике русского нуара как особого жанрово-стилевого образования,
обладающего специфическими чертами. На основе анализа сборников малой прозы «Москва
нуар. Город исковерканных утопий» и «Петербург-нуар. Рассказы» делаются выводы
о специфике художественной модели нуара, ключевых и периферийных носителях
жанра, ведущих стилеобразующих факторах. Предпринимается попытка исследования влияния
киноэстетики на литературный нуар, проводится дифференциации нуара и смежных
литературных явлений на основе изучения хронотопа, персонажей, ассоциативного
фона, других носителей жанра.
Тезисы
Задачи исследования заключаются в определении
жанрово-видовых границ русского нуара: генезиса, вариантов его развития в
кинематографическом и литературном пространстве; стратификации и форм
художественного воплощения в современном искусстве. Другая проблема связана с
постижением поэтики жанра, особенностей конструирования художественной модели, базовых
эстетических принципов, позволяющих характеризовать нуар как условное
концептуально-формальное единство. В современной массовой литературе нуар занял
свою нишу. Материалом для анализа русского нуара стали сборники малой прозы
«Москва нуар. Город исковерканных утопий» (2011) и «Петербург-нуар. Рассказы»,
включающие произведения В. Курицына, А. Хуснутдинова, А. Кивинова и др. В ходе
исследования выяснилось, что генетически восходящий к харт-бойл-детективу,
отечественный нуар не обладает четкими характеристиками, складывается под
влиянием эстетики кино, традиций отечественного детектива, «чернухи» 1990 гг.
Нуар как явление массовой культуры легко «мимикрирует», ориентируясь на
эстетические запросы социокультурной среды: с одной стороны, произведения
являются ее зеркалом, а с другой, позволяют оценить и даже спрогнозировать
приметы социокультурной обстановки, психологической атмосферы, нормы жизни,
принятые внутри того общества, которое делает подобный «социальный заказ».
Жанровый анализ позволил выявить типологические характеристики нуара как особой
художественной модели, в которой на первый план выходят такие характеристики,
как атмосфера, специфические сюжетная схема и хронотоп, клишированная система
образов, ассоциативный фон, интонационно-речевые характеристики. Русский нуар —
амбивалентное явление. Его разоблачительный характер, желание показать
действительность сквозь призму негатива, не пряча ее темных сторон, а напротив,
нагнетая их в неограниченной степени, в определенной мере даже полезен: это
попытка избежать глянцевания реальности. Но это разоблачение легко превращается
в самоцель, не подсказывает точки опоры, не позволяет открывать смыслы, идеи,
настроения и поведенческие установки, которые «от противного» формируют
гармоничный образ в сознании читателя, дают ему систему важных ценностных
ориентиров. Авторская ирония перерастает в цинизм, любовь заменяется
эротической страстью, желание навести справедливость превращается в цепь
кровавых убийств, роковая дама демонстрирует предельную алчность, жестокость:
выступая в роли обольстительницы, она затевает страшную игру с героем,
являющимся и преступником, и жертвой одновременно. Речевая стихия является
способом овнешнения ситуаций, нарочитого приближения их к обыденной, но
устрашающей, мрачной реальности, имеющей оттенок безысходности. Сюжеты
произведений напоминают лабиринт и, как правило, завершаются ситуацией тупика.