Концепция зрелищного нарратива в артифицированном блокбастере (на примере фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»)
Александра Михайловна Веселова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2017-04-19
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлен анализ идеи зрелищного
нарратива и его влияние на эстетику современного голливудского блокбастера. Акцент
делается на трансформации зрелищного нарратива: от превалирования «аттракциона»
над историей в корпоративном блокбастере к их взаимодополнению в так называемом
арт-блокбастере. При этом вторая стратегия рассматривается как более выгодная и на уровне кинотекста, и на уровне продвижения фильма. Основным материалом анализа служит фильм Д. Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015).
Тезисы
В
книге «Кино Нового Голливуда» Джефф Кинг при описании эстетики современного
блокбастера делает акцент на противостоянии нарратива и зрелищности.
Последовательное изложение истории, основанной на развитии персонажа, отходит
на второй план и служит лишь связующей нитью между блоками зрелища. Все это
отсылает к моменту зарождения кино, к донарративной эпохе, когда основой фильма
был «аттракцион». Эстетика «кино аттракционов» заключается в том, что фильм
адресуется напрямую зрителю, который заворожен не историей, а самим актом
смотрения, что напоминает схему, которую предлагает Кинг для описания
современного «корпоративного блокбастера». Он представляет собой фрагментарную
структуру с частыми зрелищными моментами и практически незаметным нарративом.
Разумеется, в модели «корпоративного блокбастера» можно видеть своеобразную интеллектуальную деградацию мэйнстрима, но такая стратегия весьма оправдана при глобальной экспансии Голливуда: зрелище успешнее преодолевает культурные барьеры. Однако нарратив остается важной составляющей для блокбастера, не доминирующей, но как раз способствующей «доставке» зрелища. В современном Голливуде при имеющейся конкуренции на рынке и в условиях доминирования франшизного подхода важнейшей становится стратегия, которая бы выделила фильм из общей массы, при этом оставляя его в необходимой для коммерческого успеха рамке. В связи с этим можно говорить о возникновении определенного тренда — так называемого «артифицированного блокбастера». Он предполагает поиск баланса между зрелищем и нарративом, когда визуальная насыщенность сочетается с отличительным режиссерским стилем, а сюжетная структура и тематика усложняются.
В качестве примера продуктивного «сотрудничества» нарратива и зрелища можно привести фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» (реж. Джордж Миллер, 2015). С одной стороны, он является частью франшизы, а также кассовым хитом прошлого года, с другой — нашел признание в рамках различных институтов оценивания (премии, критики, фестивали) и может считаться арт-блокбастером. На первый взгляд это типичный высокобюджетный экшн-фильм, в котором краткие моменты нарратива служат для того, чтобы переключать внимание зрителя с одной зрелищной сцены на другую. Однако, на наш взгляд, закономерно говорить не о противостоянии нарратива и зрелища с превалированием последнего, а об их гармоничном слиянии. «Аттракцион» не является самоцелью, но средством повествования и раскрытия характеров. Грандиозная погоня с взрывами и перестрелками, вокруг которой и выстраивается фильм, предельно ясно выражает основную идею фильма — борьбу с прошлым и преодоление его негативного воздействия на двух главных героев, их самоидентификацию и поиск точки опоры.
Разумеется, в модели «корпоративного блокбастера» можно видеть своеобразную интеллектуальную деградацию мэйнстрима, но такая стратегия весьма оправдана при глобальной экспансии Голливуда: зрелище успешнее преодолевает культурные барьеры. Однако нарратив остается важной составляющей для блокбастера, не доминирующей, но как раз способствующей «доставке» зрелища. В современном Голливуде при имеющейся конкуренции на рынке и в условиях доминирования франшизного подхода важнейшей становится стратегия, которая бы выделила фильм из общей массы, при этом оставляя его в необходимой для коммерческого успеха рамке. В связи с этим можно говорить о возникновении определенного тренда — так называемого «артифицированного блокбастера». Он предполагает поиск баланса между зрелищем и нарративом, когда визуальная насыщенность сочетается с отличительным режиссерским стилем, а сюжетная структура и тематика усложняются.
В качестве примера продуктивного «сотрудничества» нарратива и зрелища можно привести фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» (реж. Джордж Миллер, 2015). С одной стороны, он является частью франшизы, а также кассовым хитом прошлого года, с другой — нашел признание в рамках различных институтов оценивания (премии, критики, фестивали) и может считаться арт-блокбастером. На первый взгляд это типичный высокобюджетный экшн-фильм, в котором краткие моменты нарратива служат для того, чтобы переключать внимание зрителя с одной зрелищной сцены на другую. Однако, на наш взгляд, закономерно говорить не о противостоянии нарратива и зрелища с превалированием последнего, а об их гармоничном слиянии. «Аттракцион» не является самоцелью, но средством повествования и раскрытия характеров. Грандиозная погоня с взрывами и перестрелками, вокруг которой и выстраивается фильм, предельно ясно выражает основную идею фильма — борьбу с прошлым и преодоление его негативного воздействия на двух главных героев, их самоидентификацию и поиск точки опоры.