Неизданные рассказы И. А. Бродского: «литературные маргиналии» или «большое наследие»?
Александр Сергеевич Возняк
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
188
2017-04-20
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования — проанализировать идейно-художественное своеобразие неизданных произведений И. А. Бродского и их место в его творческом наследии. Нам удалось обнаружить считавшийся утерянным текст, найти прозаические и биографические «истоки» некоторых стихотворений автора, узнать больше об особенностях его художественного метода, а также этапах творческого поиска.
Тезисы
В работе используются материалы, которые находятся в архиве Российской
национальной библиотеки, фонд №1333. В этом фонде хранятся творческие материалы
И. А. Бродского, переписка, фотографии, а также документы сторонних лиц,
которые так или иначе относятся к поэту.
Новизна работы заключается в освоении ранее не разработанного и не введённого в научный оборот творческого наследия поэта, в исследовании используются уникальные архивные документы. Отдельно стоит отметить, что нами был обнаружен рассказ, ранее считавшийся утерянным («Вспаханное поле»).
Мы изучили восемь архивных единиц, семь из которых содержат самостоятельные рассказы, а одна единица — несколько небольших по объему текстов, образующих цикл. Часть рассказов озаглавлены: «Вспаханное поле», «Герои на том свете», «То, что мы любим», «Последний волшебник», другая часть оставлена без названия (условно обозначаем их по первой фразе): «Эта история была однажды рассказана мною в обществе…», «Сегодня мы хороним Сашу Лучанского…», «Однажды, дважды и трижды на земле были джунгли…». Цикл «Из рассказов о Христолюбивом воинстве» включает рассказы: «Ужас», «Случка», «Лётчик-испытатель», «Совершенно секретно». Во всех случаях это правленая машинопись с редкими пометками автора или третьего лица.
Нашей рабочей гипотезой является предположение, что данные тексты представляют собой своего рода «литературные маргиналии», т. е. не несут большой художественной ценности, но являются значимым материалом для изучения творческого метода и биографии автора. Для дальнейшей работы с текстами мы разделили их на две условные группы: психологическая проза (отличаются нравственно-психологической проблематикой и реалистической манерой) и «литературные безделки» (шутки, анекдоты, наброски эротического характера).
Мы попытаемся продемонстрировать возможности избранной нами методики и алгоритма анализа текстов: соотнесение с биографическим контекстом, выделение особенностей поэтики, сопоставление мотивики «маргинального текста» с мотивами «большого наследия». Данные аспекты изучения связаны с нашим пониманием рассказов из фонда №1333 как литературных маргиналий, служащих своего рода лабораторией переработки жизненного материала в художественный, а также формирования художественной манеры и генерирования актуальных для «магистрального» творчества мотивов.
Новизна работы заключается в освоении ранее не разработанного и не введённого в научный оборот творческого наследия поэта, в исследовании используются уникальные архивные документы. Отдельно стоит отметить, что нами был обнаружен рассказ, ранее считавшийся утерянным («Вспаханное поле»).
Мы изучили восемь архивных единиц, семь из которых содержат самостоятельные рассказы, а одна единица — несколько небольших по объему текстов, образующих цикл. Часть рассказов озаглавлены: «Вспаханное поле», «Герои на том свете», «То, что мы любим», «Последний волшебник», другая часть оставлена без названия (условно обозначаем их по первой фразе): «Эта история была однажды рассказана мною в обществе…», «Сегодня мы хороним Сашу Лучанского…», «Однажды, дважды и трижды на земле были джунгли…». Цикл «Из рассказов о Христолюбивом воинстве» включает рассказы: «Ужас», «Случка», «Лётчик-испытатель», «Совершенно секретно». Во всех случаях это правленая машинопись с редкими пометками автора или третьего лица.
Нашей рабочей гипотезой является предположение, что данные тексты представляют собой своего рода «литературные маргиналии», т. е. не несут большой художественной ценности, но являются значимым материалом для изучения творческого метода и биографии автора. Для дальнейшей работы с текстами мы разделили их на две условные группы: психологическая проза (отличаются нравственно-психологической проблематикой и реалистической манерой) и «литературные безделки» (шутки, анекдоты, наброски эротического характера).
Мы попытаемся продемонстрировать возможности избранной нами методики и алгоритма анализа текстов: соотнесение с биографическим контекстом, выделение особенностей поэтики, сопоставление мотивики «маргинального текста» с мотивами «большого наследия». Данные аспекты изучения связаны с нашим пониманием рассказов из фонда №1333 как литературных маргиналий, служащих своего рода лабораторией переработки жизненного материала в художественный, а также формирования художественной манеры и генерирования актуальных для «магистрального» творчества мотивов.