«Благословите на ней жениться — у ней есть хорошее платье». Комментарии сказочников в сказках
Надежда Александровна Курзина
Докладчик
младший научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
188
2017-04-19
10:40 -
11:05
Ключевые слова, аннотация
В докладе говорится о севернорусских волшебных
сказках и сказочниках. Во включенных в сказочные тексты комментариях рассказчиков к сюжетным коллизиям мы обращаем внимание на несколько аспектов: какие поступки персонажей комментирует сказочник, через обращение к каким культурным нормам и стереотипам происходит объяснение поступков персонажей, особенно женских — царевны и ложной героини.
Тезисы
Как нам известно из «Морфологии сказки» В. Я. Проппа,
композиционно волшебная сказка — это «всякое развитие от вредительств или недостачи через промежуточные функции к
свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки». Действующими
лицами — исполнителями этих функций — являются сказочные персонажи. Исполнять
функции могут персонажи , которые характеризуются в сказочном мире посредством атрибутов
(возраст, пол, положение, внешний облик, особенности этого облика). Однако в записях
севернорусских сказок мы встречаем комментарии к действиям персонажей, которые
явно не являются ни атрибутами персонажей, ни частью реализации их функций.
Сюда можно отнести встречающиеся в сказках пословицы или пояснения к действиям
персонажа: «а хозяйка вожевата — ей хозяин плоховатый» (предшествует
предательству главного героя его женой); «Благословите на ней жениться — у ней
есть хорошее платье» (так объясняется женитьба царевича на главной героине
Настасье-пепельнице). Подобные вставки отвечают на вопрос: почему персонаж
поступает именно так? Сами по себе такие комментарии не являются ни функциями,
ни мотивами, ни атрибутами персонажа, это — комментарии рассказчика к
описываемым событиям.
В докладе представлен анализ текстов сказок сборника «Сказки и предания Северного края» (1934). Мы анализируем волшебные сказки, в которых присутствуют комментарии сказочников к действиям женских персонажей, а также «Краткие замечания о сказочниках и сказках», написанные И. В. Карнауховой, собирателем этих сказок. Она называет случаи комментирования собственного повествования «психоидеологией» сказочника. Для исследования важно, что она обращает внимание на эти случаи и описывает обстоятельства записи сказки, а также биографию сказочников. Комментарии сказочника к традиционному сюжету содержат в себе отсылку к обычно непроговариваемым традиционным культурным нормам: почему девушке-невесте важно иметь хорошее платье? Почему царевна недовольна браком с крестьянином-мужиком? Что именно хотят сказать сказочники, комментируя действия своих персонажей? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашем докладе.
В докладе представлен анализ текстов сказок сборника «Сказки и предания Северного края» (1934). Мы анализируем волшебные сказки, в которых присутствуют комментарии сказочников к действиям женских персонажей, а также «Краткие замечания о сказочниках и сказках», написанные И. В. Карнауховой, собирателем этих сказок. Она называет случаи комментирования собственного повествования «психоидеологией» сказочника. Для исследования важно, что она обращает внимание на эти случаи и описывает обстоятельства записи сказки, а также биографию сказочников. Комментарии сказочника к традиционному сюжету содержат в себе отсылку к обычно непроговариваемым традиционным культурным нормам: почему девушке-невесте важно иметь хорошее платье? Почему царевна недовольна браком с крестьянином-мужиком? Что именно хотят сказать сказочники, комментируя действия своих персонажей? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашем докладе.