Миф как средство раскрытия внутреннего мира героя: мифопоэтика Евгения Замятина и Дэниела Киза («Мы» и «Цветы для Элджернона»)
Софья Борисовна Воронина
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
188
2017-04-19
18:50 -
19:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются роман Е. И. Замятина «Мы» и рассказ Д. Киза «Цветы для
Элджернона» («Flowers
for Algernon») с точки зрения
мифопоэтики. Делается вывод о типологических сходствах текстов, на основе чего
выявляются некоторые востребованные в литературе XX в. тенденции.
Тезисы
Е. М. Мелетинский в работе «Поэтика мифа» отмечал тесную
связь неомифологизма с новым психологизмом. Роман Е. И. Замятина «Мы» и рассказ
Д. Киза (1927 — 2014, Keyes) «Цветы для Элджернона» («Flowers for Algernon»)
относятся как раз к такой категории текстов, в которых миф является средством
анализа внутреннего мира персонажа, выступающего к тому же в качестве
повествователя.
Тем самым на всех уровнях поэтики двух произведений получает особую значимость «история болезни»: в романе «Мы» главный герой подобным образом называет появление у себя эмоций, а в рассказе Киза в центре находится непосредственно история «лечения», медицинского и психологического эксперимента над героем.
В текстах Замятина и Киза ход изменений личности персонажей раскрывается через ход повествования. Важную роль при этом играет библейская образность, в частности миф о грехопадении, персонажи которого, получившие статус архетипов, воспринимаются уже не только как средства прояснения сюжета, но и как вечные характеры, психотипы, являющиеся ключом к пониманию внутреннего мира героя-повествователя.
Герой романа «Мы» и герой рассказа «Цветы для Элджернона» соприкасаются с запретным знанием, которое кардинально меняет их жизнь и мировоззрение. В случае Чарли Гордона это полученный после операции интеллект, трансформирующий понятный герою мир в сложную систему и ломающий его представление о людях. Для D-503 запретным плодом становится открытие человеческих чувств, что не дает герою жить по-старому, придерживаться навязанной Единым Государством системы ценностей. Разница в использовании сюжетов заключается в том, что в тексте Киза миф о Древе Познания вводится в основном посредством литературных отсылок (в частности, к «Потерянному раю» Дж. Мильтона), тогда как роман Замятина построен на самой библейской истории, при этом важную роль в тексте играет также переосмысление ее в литературе (прежде всего, Ф. М. Достоевским).
Задача работы заключается в выявлении общих тенденций в литературном процессе ХХ в. при сопоставлении не связанных друг с другом текстов. В исследовании показано, что эпические жанры в творчестве Киза и Замятина обнаруживают внутреннее родство (рассказ «Цветы для Элджернона» впоследствии стал романом), что обусловлено пристальным вниманием к психологии личности (оба автора избрали форму дневниковых записей, соответственно в основе их текстов лежит общий принцип отображения внутреннего состояния героев).
Таким образом, общим принципом отображения внутреннего состояния героев становится использование формы «записок сумасшедшего», востребованной в литературе ХХ в. благодаря связям с неомифологическими тенденциями.
Тем самым на всех уровнях поэтики двух произведений получает особую значимость «история болезни»: в романе «Мы» главный герой подобным образом называет появление у себя эмоций, а в рассказе Киза в центре находится непосредственно история «лечения», медицинского и психологического эксперимента над героем.
В текстах Замятина и Киза ход изменений личности персонажей раскрывается через ход повествования. Важную роль при этом играет библейская образность, в частности миф о грехопадении, персонажи которого, получившие статус архетипов, воспринимаются уже не только как средства прояснения сюжета, но и как вечные характеры, психотипы, являющиеся ключом к пониманию внутреннего мира героя-повествователя.
Герой романа «Мы» и герой рассказа «Цветы для Элджернона» соприкасаются с запретным знанием, которое кардинально меняет их жизнь и мировоззрение. В случае Чарли Гордона это полученный после операции интеллект, трансформирующий понятный герою мир в сложную систему и ломающий его представление о людях. Для D-503 запретным плодом становится открытие человеческих чувств, что не дает герою жить по-старому, придерживаться навязанной Единым Государством системы ценностей. Разница в использовании сюжетов заключается в том, что в тексте Киза миф о Древе Познания вводится в основном посредством литературных отсылок (в частности, к «Потерянному раю» Дж. Мильтона), тогда как роман Замятина построен на самой библейской истории, при этом важную роль в тексте играет также переосмысление ее в литературе (прежде всего, Ф. М. Достоевским).
Задача работы заключается в выявлении общих тенденций в литературном процессе ХХ в. при сопоставлении не связанных друг с другом текстов. В исследовании показано, что эпические жанры в творчестве Киза и Замятина обнаруживают внутреннее родство (рассказ «Цветы для Элджернона» впоследствии стал романом), что обусловлено пристальным вниманием к психологии личности (оба автора избрали форму дневниковых записей, соответственно в основе их текстов лежит общий принцип отображения внутреннего состояния героев).
Таким образом, общим принципом отображения внутреннего состояния героев становится использование формы «записок сумасшедшего», востребованной в литературе ХХ в. благодаря связям с неомифологическими тенденциями.