Метафоры-существительные в немецком молодёжном сленге
Марина Николаевна Кудряшова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204
2017-04-17
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён словообразовательным
метафорам-существительным, особенность которых заключается в том, что они
обладают только метафорическим значением. В силу своей яркой образности они часто
встречаются в разговорной речи, в т. ч. в молодёжном сленге. Доклад представляет результаты анализа 122 лексических единиц, отобранных методом
сплошной выборки из электронных и печатных словарей разговорной лексики
современного немецкого языка, а также списков слов года (Wort des Jahres), «антислов»
года (Unwort des Jahres) и молодёжных слов года (Jugendwort des Jahres) в Германии.
Тезисы
Доклад
основан на исследовании, посвящённом созданию метафор в современной немецкой
разговорной речи. Внимание автора сфокусировано на словообразовательных метафорах, т. е. таких словах, которые
образованы с помощью словосложения, деривации, конверсии или сращения и
обладают только образным значением.
Актуальность рассмотрения метафоры обусловлена двумя факторами: во-первых, этот феномен языка и мышления находит всё новые сферы применения, т. е. функционирует в разных терминологических системах, во-вторых, состав метафорической лексики языка постоянно изменяется и пополняется.
Метафора выполняет целый ряд важных в речевой коммуникации функций и потому часто используется в разговорной речи. Особый интерес вызывает роль метафоры в молодёжном сленге. В качестве источников материала исследования использовались электронные и печатные словари разговорной лексики современного немецкого языка, а также списки слов года (Wort des Jahres), «антислов» года (Unwort des Jahres) и молодёжных слов года (Jugendwort des Jahres) в Германии. В общей сложности было проанализировано 170 лексических единиц.
Метафора разговорной речи имеет антропоцентрический характер, что подразумевает не только её связь со знанием и стереотипами человека об окружающем мире, но и тот факт, что в качестве основного объекта метафорической номинации выступает сам человек, предметы и явления, имеющие особую важность для него. В соответствии с этим были выделены две группы метафор-существительных (122 из 170 отобранных лексем): «Человек» (71 пример) и «Предметы и явления, окружающие человека» (51 пример). В рамках каждой группы можно выделить тематические подгруппы, например, для группы «Человек» это «Внешность» (19 примеров; das Feinkostgewölbe ‘большой живот’, букв. ‘подвал, набитый деликатесами’), «Поведение и характер» (30 примеров; der Beckenrandschwimmer ‘трус’, букв. ‘тот, кто плавает у бортика бассейна’), «Способности» (7 примеров; die Evolutionsbremse ‘недалёкий человек’, букв. ‘тормоз эволюции’), «Профессиональная деятельность» (10 примеров; der Drehstuhlpilot ‘клерк’, букв. ‘тот, кто управляет вращающимся креслом’).
Приведённые примеры свидетельствуют об умении молодёжи дать лицу, предмету или явлению краткую, но точную метафорическую характеристику (обычно неодобрительную), зачастую юмористическую.
Актуальность рассмотрения метафоры обусловлена двумя факторами: во-первых, этот феномен языка и мышления находит всё новые сферы применения, т. е. функционирует в разных терминологических системах, во-вторых, состав метафорической лексики языка постоянно изменяется и пополняется.
Метафора выполняет целый ряд важных в речевой коммуникации функций и потому часто используется в разговорной речи. Особый интерес вызывает роль метафоры в молодёжном сленге. В качестве источников материала исследования использовались электронные и печатные словари разговорной лексики современного немецкого языка, а также списки слов года (Wort des Jahres), «антислов» года (Unwort des Jahres) и молодёжных слов года (Jugendwort des Jahres) в Германии. В общей сложности было проанализировано 170 лексических единиц.
Метафора разговорной речи имеет антропоцентрический характер, что подразумевает не только её связь со знанием и стереотипами человека об окружающем мире, но и тот факт, что в качестве основного объекта метафорической номинации выступает сам человек, предметы и явления, имеющие особую важность для него. В соответствии с этим были выделены две группы метафор-существительных (122 из 170 отобранных лексем): «Человек» (71 пример) и «Предметы и явления, окружающие человека» (51 пример). В рамках каждой группы можно выделить тематические подгруппы, например, для группы «Человек» это «Внешность» (19 примеров; das Feinkostgewölbe ‘большой живот’, букв. ‘подвал, набитый деликатесами’), «Поведение и характер» (30 примеров; der Beckenrandschwimmer ‘трус’, букв. ‘тот, кто плавает у бортика бассейна’), «Способности» (7 примеров; die Evolutionsbremse ‘недалёкий человек’, букв. ‘тормоз эволюции’), «Профессиональная деятельность» (10 примеров; der Drehstuhlpilot ‘клерк’, букв. ‘тот, кто управляет вращающимся креслом’).
Приведённые примеры свидетельствуют об умении молодёжи дать лицу, предмету или явлению краткую, но точную метафорическую характеристику (обычно неодобрительную), зачастую юмористическую.