Особенности лирического метасюжета в книге стихов («…и всё такое…» Б. Рыжего)
Евгения Викторовна Гурулева
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
188
2017-04-20
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен проблеме выявления формально-эстетической целостности картины мира
поэта в циклическом образовании (книге стихов). Материалом послужил выпущенный
при жизни Б. Рыжего сборник «…и всё такое…» под редакцией Г. Ф. Комарова.
Объектом изучения стал лирический метасюжет, а предметом — его поэтологические
особенности, отвечающие за эстетическую целостность выбранной книги стихов,
которая исследуется как особое циклическое образование. В результате
исследования была выявлена специфика и особенности реализации лирического метасюжета у Рыжего.
Тезисы
Задача предпринятого
исследования — выявить формально-эстетическую целостность картины мира поэта в
циклическом образовании (книге стихов). Материалом послужил сборник Б. Рыжего
«…и всё такое…» под редакцией Г. Ф. Комарова. Для выделения его ключевых
поэтологических особенностей поэтапно рассматриваются стратегии
самоидентификации и динамики рефлекторного сознания лирического героя, позволяющие
определить специфику метасюжета. Один из смысловых центров данного метасюжета —
оксюморонное сочетание направленности в будущее («я тоже стану музыкантом / и
буду, если не умру», «душа моя… / путём небесно-голубым, / любимая, лети к
любимым / своим», «когда я выпью и умру») и имплицитного движения лирического
сознания в элегически воспринимаемое им прошлое («много было всего, музыки было
много …музыки стало мало», «был прекрасный летний день», «вот здесь я жил
давным-давно», «Мы целовались тут пять лет назад… Где ты, где азиат, где тот
пиджак?», «Те съехали, тех дома нету, / та вышла замуж навсегда. / Хоть целый
век летай по свету / тебя не встретят никогда»). Обозначенная бинарная
оппозиция разрешается через актуализацию настоящего, не обязательно выраженного
глагольными формами настоящего времени («и остаётся, остаётся мне ждать,
дыханье затая», «Вот мы и вышли в осень из кинозала / и зашагали по длинной
аллее жизни», «зайду на кухню, оп, два ангела за чаем»). Такая модель
восприятия лирическим героем времени апеллирует прежде всего к циклическому
мировосприятию («мы живём по кругу», «повторится жизнь моя»). Другая значимая
особенность метасюжета цикла, анализируемого нами через модель «я-в-мире», —
сознательное движение от «я» к «мы» и коллизия «я — другой», разрешаемая
трагически, т. к. роль музыканта, воспринимаемая субъектом как единственно
верная («стану музыкантом»), занимается «другим»: «В голубом от дыма ресторане
/ слушать голубого скрипача… Так не вышло из меня поэта / и уже не выйдет никогда».
Динамика психоэмоциональных состояний субъекта проходит от жизни к смерти (не
только формальной, но и творческой). В результате анализа удалось выявить
художественную специфику реализации лирического метасюжета у Рыжего на
конкретном историко-литературном материале. К его особенностям можно отнести не
только актуализацию настоящего времени, разрешающего коллизию «прошедшее —
будущее», сознательное движение от «я» к «мы», стремление «я» к творчеству, но
и циклическое мировосприятие, средоточие на концепте смерти, являющемся
одним из ведущих смысловых центров цикла и реализованном через ряд инвариантных
мотивов. Выявленные особенности отвечают за целостность циклического
образования и формируют трагический тип его эстетической завершенности, не
позволяющий лирическому «я» достигнуть ролевой границы самореализации.