Обетный крест и часовня в деревне: два локуса религиозности
Мария Николаевна Лихинина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2017-04-18
11:55 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Содержание доклада — описание
практик обращения к обетным крестам, бытующих сегодня в д. Бычье Мезенского
района Архангельской области. Задача исследования — выявить функции
обетного креста в сфере «актуализации религиозного опыта в культуре» (А.
А. Панченко). Для решения этой задачи были привлечены наблюдения и описания
практик посещения часовни в д. Бычье. В основу исследования положен
функциональный метод (Б. Малиновский). Материалом послужили данные, полученные
в ходе фольклорной экспедиции СПбГУ 2016 г.
Тезисы
Деревянный обетный крест
— привычный элемент ландшафта Русского Севера, одна из широко распространенных
местных деревенских святынь. К описанию локальных мест почитания фольклористы и
этнографы обратились еще во 2-й половине XIX в. (Н. М. Карамзин, Ф. Н. Глинка,
Н. П. Погодин, П. А. Путятин). На протяжении полутора столетий местные святыни
и ,в частности, обетные кресты, изучались в основном в рамках археологии и
этнографии. Большинство исследований (за редким исключением) ограничивалось описанием
объекта вне функционального взгляда на феномен.
В основу предлагаемого исследования положен функциональный метод. Вслед за Б. Малиновским я вижу его сущность в «объяснении антропологических фактов на всех уровнях развития их функцией, ролью, которую они играют в интегральной системе культуры, способом их отношений друг с другом внутри системы и способом, каким эта система относится к физическому окружению». Цель исследования — выявить функцию обетного креста в жизни современного жителя севернорусской деревни, дать описание связанных с ним индивидуальных и коллективных практик. Мы рассматриваем обетный крест прежде всего как локус индивидуальной и коллективной ритуальной активности, в частности «актуализации религиозного опыта в культуре» (А. А. Панченко).
Основой исследования стали данные собственного полевого исследования, полученные в июле 2016 г. в деревне Бычье Мезенского района. Для достижения поставленной цели функционального анализа практик я сопоставила описания посещения обетных крестов с наблюдениями и описаниями практик посещения недавно появившейся в деревне часовни. Выявление распределения действий, предпочтений и суждений об этих двух типах площадок — одна из центральных задач работы. В ходе анализа используются подходы к изучению народного православия в жизни севернорусской деревни А. А. Панченко и Т. А. Бернштам.
В основу предлагаемого исследования положен функциональный метод. Вслед за Б. Малиновским я вижу его сущность в «объяснении антропологических фактов на всех уровнях развития их функцией, ролью, которую они играют в интегральной системе культуры, способом их отношений друг с другом внутри системы и способом, каким эта система относится к физическому окружению». Цель исследования — выявить функцию обетного креста в жизни современного жителя севернорусской деревни, дать описание связанных с ним индивидуальных и коллективных практик. Мы рассматриваем обетный крест прежде всего как локус индивидуальной и коллективной ритуальной активности, в частности «актуализации религиозного опыта в культуре» (А. А. Панченко).
Основой исследования стали данные собственного полевого исследования, полученные в июле 2016 г. в деревне Бычье Мезенского района. Для достижения поставленной цели функционального анализа практик я сопоставила описания посещения обетных крестов с наблюдениями и описаниями практик посещения недавно появившейся в деревне часовни. Выявление распределения действий, предпочтений и суждений об этих двух типах площадок — одна из центральных задач работы. В ходе анализа используются подходы к изучению народного православия в жизни севернорусской деревни А. А. Панченко и Т. А. Бернштам.