XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Онегинский миф» в рассказе А. П. Чехова «О любви»

Екатерина Сергеевна Инькова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

201
2017-04-19
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается понятие «онегинского мифа», прослеживаются основные этапы формирования мифа, ставится вопрос о его роли и месте в творчестве А. П. Чехова. На примере рассказа «О любви» анализируется механизм реализации «онегинского мифа» в чеховском творчестве.

Тезисы

Тесная связь творчества А. П. Чехова с русской литературой не раз становилось предметом исследования. Особое место в творчестве Чехова занимает пушкинская традиция, в том числе роман в стихах «Евгений Онегин». Для автора «маленькой трилогии» он служит своего рода образцом постановки проблемы в художественном произведении. Традиция, восходящая к этому произведению, в творчестве Чехова подвергается переосмыслению.
Цель работы состоит в том, чтобы выяснить, как реализуется «онегинский миф» в рассказе А. П. Чехова «О любви». В исследовании: 
1) рассматривается понятие «онегинского мифа»;
2) этапы осмысления литературной критикой любовной коллизии в пушкинском романе анализируются как этапы формирования «онегинского мифа»;
3) систематизируются известные чеховские оценки пушкинского творчества;
4) анализируется любовная линия данных произведений, прослеживаются сходства и различия трактовки темы верности и супружеского долга.
Понятие «онегинский миф» введено в чеховедение В. А. Кошелевым, который употребляет его достаточно широко, подразумевая любое переосмысление традиций пушкинского романа в творчестве Чехова. Мы пришли к выводу, что в рассказе «О любви» Чехов испытывает «онегинский миф» на другом жизненном материале и на другом типе героя.
Выбор чеховской героини обретает символическое значение в рамках «онегинского мифа», частью которого являются трактовки романа, данные В. Г. Белинским («Сочинения А. Пушкина, статья 9») и Ф. М. Достоевским («Пушкинская речь»). Поступок Татьяны в разное время в русской культуре воспринимали неодинаково. Так, Белинский говорит о том, что Татьяна страдает, любя одного и в то же время будучи замужем за другим, но под влиянием общественного мнения она неспособна изменить эту ситуацию. Итоговая оценка Татьяны Белинским негативна. Достоевский, напротив, утверждает, что она готова страдать сама, но не готова причинять душевную боль другим.
Чехов ставит под сомнение и переосмысляет прочтения Белинского и Достоевского, предлагая третий вариант отношений, принципиально лишенный завершенности, оценки. Рассматривая рассказ Чехова сквозь призму оценок Достоевского и Белинского, мы пришли к выводу, что героиня рассказа Чехова Анна Алексеевна переживает оба момента: она страдает, любя одного, но не может строить свое счастье на несчастье своего мужа. Происходит полная трансформация «онегинской» ситуации.
Можно утверждать, что финал рассказа соотносится с финальной сценой романа «Евгений Онегин». Чеховские герои не обретают счастья, как и у А. С. Пушкина. Можно предположить, что чеховская история является продолжением, а точнее, одним из вариант
ов пушкинской истории, у которой снова нет конца. Финал открыт.