Топика вампиризма в разных видах искусства (литература и кино) на примере экранизаций рассказа А. К. Толстого «Семья вурдалака»
Ирина Сергеевна Сергеенко
Докладчик
студент 3 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Парк современной скульптуры СПбГУ
2017-04-17
15:10 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Произведения А. К. Толстого отражают готическую традицию западной
литературы, преобразованную его творческой индивидуальностью. Рассказ «Семья
вурдалака» — один из первых текстов, создавших образ вампира. Он задал точку
отсчёта для последующих произведений, особенно в русской литературе. Данное
произведение существует в вербальном и визуальном дискурсах. Экранизация рассказа позволяет рассмотреть проблему «дальнейшей
жизни» художественного произведения в
других видах искусства (в нашем случае это фильмы 1963, 1972, 1990 и 2017 гг.)
Тезисы
А. К. Толстой — один из
создателей жанра русской фантастической повести. Повесть «Упырь», рассказ
«Семья вурдалака», развивающиеся в русле готической новеллы, воссоздают образ
вампира в прозаическом тексте. «Жизнь» литературных произведений после того,
как они были опубликованы, — важная научная проблема. Экранизация дает
возможность обрести литературе вторую «жизнь» в кинематографическом искусстве.
Нас интересуют экранизации рассказа «Семья вурдалаков». Мы изучили рассказ и четыре его экранизации: «Чёрная суббота, или три лица страха» (эпизод второй, «Вурдалак»; Италия, Великобритания, Франция, 1963), «Ночь дьяволов» (Италия, Испания, 1972), «Семья вурдалаков» (СССР, 1990) и «Вурдалаки» (Россия, 2017). Целью исследования стал сравнительно-сопоставительный анализ образа вампира в литературе и данных фильмах. Мы обратили внимание прежде всего на чужеродность вампира человеческому миру, средства борьбы с ним и главные расхождения фильмов с рассказом Толстого. Материал позволяет проследить, как эволюционирует, меняется образ вампира с точки зрения акцентирования ужасного и психологической терпимости или нетерпимости человеком. Изучив материал, мы рассмотрели поставленную задачу со следующих позиций:
А) Внешность и отличительные черты вампира. К этому пункту мы отнесли главные, отличающие вампира от других существ, признаки. Бледность (во всех фильмах и рассказе Толстого), воспалённые глаза (во всех фильмах, у Толстого отсутствует), холодная кожа (только в фильме 1972 г.), реакция на свет (фильмы 1972 и 2017 гг., у Толстого отсутствует), огромная сила (фильмы 1972 и 2017 гг., у Толстого не упоминается).
Б) Способы борьбы. В этом пункте, по нашему мнению, целесообразно выделить подпункты:
1) в рассказе Толстого и фильме 1990 г. (крест, осиновый кол, молитва);
2) в фильмах 1963, 1972 гг. (осиновый кол, святая вода);
3) в фильме 2017 г. (чеснок, святая вода, ивовые кресты, положение покойника в гробу лицом вниз, серебро).
В) Расхождения с оригиналом. Рассказ Толстого — своеобразная точка отсчёта хронотопа вампиризма (пространственно-временной отрезок, где максимально сконцентрировано проявление феномена вампира): многие аспекты, связанные с образами вурдалаков, находятся в становлении, осуществляется поиск соответствующих средств изображения.
3. Таким образом, исследование экранизаций по рассказу Толстого позволяет рассмотреть их как отдельный вид искусства, создающий топос вампиризма, сравнить образ вампира в различные эпохи и включить рассказы и повести Толстого в вампирический текст (корпус текстов, в которых главным действующим лицом является вампир как проявление нечеловеческой сущности, эстетизация ужаса и страха).
Нас интересуют экранизации рассказа «Семья вурдалаков». Мы изучили рассказ и четыре его экранизации: «Чёрная суббота, или три лица страха» (эпизод второй, «Вурдалак»; Италия, Великобритания, Франция, 1963), «Ночь дьяволов» (Италия, Испания, 1972), «Семья вурдалаков» (СССР, 1990) и «Вурдалаки» (Россия, 2017). Целью исследования стал сравнительно-сопоставительный анализ образа вампира в литературе и данных фильмах. Мы обратили внимание прежде всего на чужеродность вампира человеческому миру, средства борьбы с ним и главные расхождения фильмов с рассказом Толстого. Материал позволяет проследить, как эволюционирует, меняется образ вампира с точки зрения акцентирования ужасного и психологической терпимости или нетерпимости человеком. Изучив материал, мы рассмотрели поставленную задачу со следующих позиций:
А) Внешность и отличительные черты вампира. К этому пункту мы отнесли главные, отличающие вампира от других существ, признаки. Бледность (во всех фильмах и рассказе Толстого), воспалённые глаза (во всех фильмах, у Толстого отсутствует), холодная кожа (только в фильме 1972 г.), реакция на свет (фильмы 1972 и 2017 гг., у Толстого отсутствует), огромная сила (фильмы 1972 и 2017 гг., у Толстого не упоминается).
Б) Способы борьбы. В этом пункте, по нашему мнению, целесообразно выделить подпункты:
1) в рассказе Толстого и фильме 1990 г. (крест, осиновый кол, молитва);
2) в фильмах 1963, 1972 гг. (осиновый кол, святая вода);
3) в фильме 2017 г. (чеснок, святая вода, ивовые кресты, положение покойника в гробу лицом вниз, серебро).
В) Расхождения с оригиналом. Рассказ Толстого — своеобразная точка отсчёта хронотопа вампиризма (пространственно-временной отрезок, где максимально сконцентрировано проявление феномена вампира): многие аспекты, связанные с образами вурдалаков, находятся в становлении, осуществляется поиск соответствующих средств изображения.
3. Таким образом, исследование экранизаций по рассказу Толстого позволяет рассмотреть их как отдельный вид искусства, создающий топос вампиризма, сравнить образ вампира в различные эпохи и включить рассказы и повести Толстого в вампирический текст (корпус текстов, в которых главным действующим лицом является вампир как проявление нечеловеческой сущности, эстетизация ужаса и страха).