Особенности реализации правополушарного когнитивного стиля в детском дискурсе
Ольга Владимировна Пискунова
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
184
2017-04-20
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматриваются вопросы
взаимосвязи онтогенеза речи и развития
когнитивных способностей в детском
возрасте. Анализируются когнитивные
стили мышления, их особенности и
обусловленность функциональной
межполушарной асимметрией головного
мозга. В связи с этим определяется
специфика речемыслительной деятельности
ребенка, связанная с активным влиянием
правополушарного мышления на характер
его речи. Особое внимание уделено
проблеме периодизации детства, которое
ограничивается 6–7 годами. Представлен
языковой материал, демонстрирующий
характерные особенности детского
дискурса.
Тезисы
Данное
исследование рассматривает проблему
соотношения языка и мышления с точки
зрения психолингвистики. Когнитивный стиль — это
совокупность личных установок в процессе
познания, выражающихся в исследовательских
стратегиях. Основным фактором, влияющим
на его характер, является асимметрия
полушарий головного мозга. Гемисферы
выполняют качественно разные функции,
в зависимости от которых выделяют
левополушарный когнитивный стиль
(формально-логический и абстрактно-аналитический
тип мышления) и правополушарный
когнитивный стиль (способность к
чувственному и наглядно-образному
восприятию, интуитивному подходу). В
настоящее время накоплен большой
эмпирический материал, который
демонстрирует разность в использовании
когнитивных стилей не только в мышлении,
но и в речевой деятельности. Они
проявляются в онтогенезе не одновременно
(правополушарный предшествует
левополушарному), хотя противоположные
типы мышления не исключают, а дополняют
друг друга. Это подтверждается общепринятой
периодизацией онтогенеза мышления, где
представлены следующие этапы: 1)
наглядно-действенный (до 2–3 лет), 2)
наглядно-образный (с 2–3 до 6–7 лет), 3)
вербально-логический (окончательно
формируется к 14–15 годам). Первые два
этапа характеризуются большим участием
правого полушария в речемыслительной
деятельности, что последовательно
отражается в специфике детского дискурса:
протослова и звукоподражания на первом
этапе, антропоморфизм, словотворчество
и буквализм на втором. Возрастные рамки
детского дискурса можно ограничить
временным периодом от 2,5 до 6 лет, исходя
из особенностей развития речемыслительной
деятельности человека, т. к. в речи детей
именно этого возраста особенно явно
проступают черты правополушарного типа
мышления.
Был собран и проанализирован языковой материал, источником которого послужил опрос 50 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Была предпринята попытка категоризации полученного эмпирического материала на четыре группы в соответствии с их семантическим наполнением: наглядность (Луна как хвост для собаки), образность (Я объявил микробам Отечественную войну), антропоморфизмы (кораблю пропороли бок) и буквализм (недалекие люди, т. е. 'близкие люди').
Был собран и проанализирован языковой материал, источником которого послужил опрос 50 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Была предпринята попытка категоризации полученного эмпирического материала на четыре группы в соответствии с их семантическим наполнением: наглядность (Луна как хвост для собаки), образность (Я объявил микробам Отечественную войну), антропоморфизмы (кораблю пропороли бок) и буквализм (недалекие люди, т. е. 'близкие люди').