Раскрытие темы сексуальности в творчестве Милана Кундеры
Маргарита Васильевна Баранова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2017-04-20
14:20 -
14:35
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется своеобразие эротического элемента в творчестве чешского романиста Милана Кундеры. Исследуются философские и психоаналитические концепции, касающиеся темы сексуальности и положенные автором в основу раскрытия психологии персонажей, а также особенности нарратива при описании эротических сцен.
Тезисы
Основанием для
исследования темы человеческой сексуальности в творчестве М. Кундеры явилось прежде всего авторское новаторство, проявившееся в раскрытии этой темы для
чешского и мирового читателя. Писатель придает особое значение сексуальному
аспекту взаимоотношений героев, что позволяет рассуждать об авторской
уникальности раскрытия психологии героев его произведений.
Обилие научных исследований конца XIX — начала XX века, касающихся сексуальной жизни человека, позволяют нам разделить их по принципу характера изучения на три основных аспекта: анатомико-биологический (физиологический), психологический (психоаналитический) и философский. Примечательно то, что, умышленно не наделяя героев определенными физиологическими характеристиками, писатель делает сексуальность одной из отличительных черт, определяющих их характер, поведение и судьбу, что наводит на мысли о частичном литературном воплощении психоаналитических идей З. Фрейда. Физиологические особенности автор упоминает непосредственно в контексте эротической сцены, однако чаще всего они не выполняют сугубо описательную функцию, но служат психологическим фактором, определяющим и дополняющим поведение и ход мыслей героя. Таким образом, само сексуальное взаимодействие автор не рассматривает с точки зрения анатомико-биологического аспекта, обращая физиологию «на служение» психологическому (психоаналитическому) и философскому подходу изучения эротической составляющей жизни человека. Именно в этом для Кундеры проявляется творческий потенциал сексуальности — в полном раскрытии героя, в его духовном обнажении. Интересно подчеркнутое автором различие между физическим актом, даже не лишенным взаимного платонического влечения, и любовью. Подобное разделение плотского и духовного перекликается с идеями таких философов, как А. Шопенгауэр, В. Соловьев, Н. Бердяев, Э. Фромм.
Примечателен также уникальный авторский нарратив, используемый Кундерой при описании эротических сцен. Кундера часто позиционирует рассуждения не как отвлеченный авторский монолог или сухое описание происходящих событий, но как откровение главного героя. В подавляющем большинстве романов Кундеры повествование ведется от третьего лица, однако, благодаря своей специфике, оно позволяет читателю смотреть на происходящее своими глазами и глазами героя одновременно.
Таким образом, М. Кундера раскрывает психологию героев, пропуская ее через призму эротических желаний персонажей и их удовлетворения, литературно воплощая фундаментальные философские и психоаналитические воззрения на сексуальность человека при помощи особого типа нарратива.
Обилие научных исследований конца XIX — начала XX века, касающихся сексуальной жизни человека, позволяют нам разделить их по принципу характера изучения на три основных аспекта: анатомико-биологический (физиологический), психологический (психоаналитический) и философский. Примечательно то, что, умышленно не наделяя героев определенными физиологическими характеристиками, писатель делает сексуальность одной из отличительных черт, определяющих их характер, поведение и судьбу, что наводит на мысли о частичном литературном воплощении психоаналитических идей З. Фрейда. Физиологические особенности автор упоминает непосредственно в контексте эротической сцены, однако чаще всего они не выполняют сугубо описательную функцию, но служат психологическим фактором, определяющим и дополняющим поведение и ход мыслей героя. Таким образом, само сексуальное взаимодействие автор не рассматривает с точки зрения анатомико-биологического аспекта, обращая физиологию «на служение» психологическому (психоаналитическому) и философскому подходу изучения эротической составляющей жизни человека. Именно в этом для Кундеры проявляется творческий потенциал сексуальности — в полном раскрытии героя, в его духовном обнажении. Интересно подчеркнутое автором различие между физическим актом, даже не лишенным взаимного платонического влечения, и любовью. Подобное разделение плотского и духовного перекликается с идеями таких философов, как А. Шопенгауэр, В. Соловьев, Н. Бердяев, Э. Фромм.
Примечателен также уникальный авторский нарратив, используемый Кундерой при описании эротических сцен. Кундера часто позиционирует рассуждения не как отвлеченный авторский монолог или сухое описание происходящих событий, но как откровение главного героя. В подавляющем большинстве романов Кундеры повествование ведется от третьего лица, однако, благодаря своей специфике, оно позволяет читателю смотреть на происходящее своими глазами и глазами героя одновременно.
Таким образом, М. Кундера раскрывает психологию героев, пропуская ее через призму эротических желаний персонажей и их удовлетворения, литературно воплощая фундаментальные философские и психоаналитические воззрения на сексуальность человека при помощи особого типа нарратива.