XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Принцип двоемирия в сказочной повести К. С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф»

Ольга Вадимовна Шалагина
Докладчик
магистрант 1 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

190
2017-04-21
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен взаимодействию двух художественных миров сказочной повести К. С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф». Реалистический и фантазийный миры характеризуются различием номинации элементов художественного пространства, а также несовпадением скорости течения времени. В работе также исследуется феномен границы и мотив ее пересечения в условиях сказочного двоемирия как способа передачи религиозных воззрений автора.

Тезисы

Значительное место в творчестве британского писателя и христианского мыслителя К. С. Льюиса (1898—1963, Lewis) занимает изображение собственных фантазийных миров — пространств, которые в том или ином смысле отличаются от действительности и являются особой разновидностью художественного мира. На примере сказочной повести «Лев, колдунья и платяной шкаф» («The Lion, the Witch and the Wardrobe») мы рассмотрим проблему взаимодействия и определим отличительные черты двух вымышленных вселенных, существующих параллельно в рамках одного художественного произведения.
Один из миров Льюиса представляет собой воссозданную писателем действительность Великобритании XX в., а второй является вымышленной волшебной страной Нарнией. Они населены различными по своей природе существами, однако элементы английского быта находят себе место и в пределах вселенной чудес. Образы фантазийной страны являются не абсолютно новой формой, а лишь непривычной комбинацией различных форм мифотворчества и реальности, подвергнутых определенному искажению.
Отмечается влияние двоемирия на характер номинаций художественного произведения. Также реалистичный и сказочный миры характеризуются различной скоростью течения времени. Платяной шкаф символизирует границу между художественными мирами Льюиса. Дом профессора, в котором расположена дверь в Нарнию, играет роль приюта, Нарния также становится убежищем для главных героев. Она раскрывает свои двери лишь тому, кто нуждается в ней и готов поверить в чудо. Волшебный мир имеет и внутреннюю границу, которая подчиняется основной и становится вспомогательной, пролегающую между царством Белой колдуньи и последователями Аслана и обозначенную разными временами года. Мотив пути, пересечения границ и духовного скитания становится основой сюжета. Он представляется не просто передвижением в пространстве, а путем искания и обретения веры. Именно в Нарнии становится возможно развитие героев: здесь раскрываются их лучшие качества и растет духовная сила.
Несмотря на то, что волшебный мир определяется пространственными характеристиками, он не сводится лишь к определенной зоне развития действия, поскольку и сюжет, и персонажи, и картина мира в литературной сказке взаимообусловлены. Мир Нарнии, созданный Льюисом, служит определенной цели — передаче христианских воззрений автора.