Имена собственные и их дериваты в произведениях Жигмонда Морица
Алла Геннадьевна Баранова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
199
2017-04-19
16:50 -
17:05
Ключевые слова, аннотация
В
докладе представлен анализ и
классификация имён собственных и их
дериватов из романов, пьес, повестей и
рассказов венгерского писателя Ж. Морица (1879 — 1942, Móricz). Поскольку
перевод имён собственных и,
в частности, личных имён требует учёта культурной специфики
конкретной страны и особенностей языка
автора, в докладе рассмотрены и
проблемы передачи некоторых из них на
русский язык.
Тезисы
Имена
собственные в произведениях художественной
литературы часто играют специфическую
роль, помогая авторам наиболее эффективно
изобразить действительность в свете
их идейно-эстетических позиций.
Одной из
основных предпосылок реалистичности
художественного произведения является
соответствие использованных в нём имён
собственных закономерностям национальной
ономастической системы. Удачно
выбранное имя становится дополнительным
средством характеристики персонажа,
усиливает эмоциональное впечатление
от всего произведения.
Произведения
Жигмонда Морица (1879 — 1942, Móricz) изобилуют именами собственными,
и их систематизация определённым
образом помогает составить представление
о языковой картине мира автора. В задачи
работы входит: представить список имён
собственных и их дериватов из произведений
Морица, классифицировать их по группам
(антропонимы, топонимы, эмпоронимы и
др.). Отдельно рассматриваются проблемы передачи некоторых имён
собственных на русский язык. Ведь при
их переводе необходимо учитывать целый
спектр разнообразных элементов смысла:
прозрачную внутреннюю форму, историческую
аллюзивность и эмоционально-оценочную
составляющую. Для составления
перечня слов мы воспользовались методом
сплошной выборки из романов, пьес,
повестей и рассказов писателя. Отдельно рассмотрены и названия
самих произведений (поскольку любое
название произведения — также имя
собственное).
В качестве
теоретической основы исследования мы
использовали работы В. А. Никонова,
А. В. Суперанской, Д. И. Ермоловича, Н.
Галь, Б. Кальмана (1913–1997,
Kálmán) и М. Коваловски
(1910–1997,
Kovalovszky).